Блок 2. ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ.

Максимальный балл за всю серию – 120 баллов.

Максимальная оценка за всю серию равна 120 баллам.

 

С е р и я 5.ИССЛЕДОВАНИЕ НОМИНАТИВНОЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ.

а) Называние предметов по картинкам.

Инструкция: называй, пожалуйста, картинки по порядку. Отвечай одним словом.

Часы, пальто, очки, кровать, лестница

Карандаш, сито, руль, колесо, лопата

Крокодил, свеча, прищепка, кастрюля, пылесос

В первой строчке указаны среднечастотные слова, во второй и третьей низкочастотные.

б) Называние действий по картинкам.

Инструкция: что делают на картинках? Отвечай одним словом.

Одевает, кормит, плавает, плачет, строит

Копает, гладит, рисует, вяжет, рубит

Подметает, причёсывается, трёт, привязывает, черпает (набирает)

В первой строчке указаны среднечастотные слова, в других – низкочастотные.

 

Оценка за называние предметов и действий

3 балла – точное название;

2 балла – поиск с нахождением правильного наименования или ответ словосочетанием;

1 балл – близкая вербальная замена, искажение звуковой структуры слова;

0 баллов – отказ, далёкая словесная парафазия, замена глагола на существительное и наоборот.

Максимальная оценка за два задания – 45 баллов.

При окончательной оценке этой серии учитываются соответствующие ошибки, допущенные при выполнении заданий на проверку грамматического строя речи, за каждую из которых начисляются штрафные очки по системе, описанной выше. Затем полученное значение переводится в балл за словоупотребление по следующей шкале:

в) Словоупотребление

30 баллов – за 5 и менее штрафных очков в пробах на грамматический строй;

20 баллов – за 6-15 штрафных очков в пробах на грамматический строй;

10 баллов – за 16-25 штрафных очков;

0 баллов – за 26 и более штрафных очков.

Наивысшая оценка за это задание – 30 баллов.

 

С е р и я 1.ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВ.

Инструкция: рассмотри картинки внимательно, а теперь посмотри на меня, послушай, а потом покажи, пожалуйста, то, что я назвала.

В каждом задании предъявляются все 10 картинок одновременно, что создаёт поле выбора. Перед началом работы следует уточнить, что нарисовано на картинках. Желательно, чтобы в момент, когда ребёнок слушает названия, он не смотрел на стимульный материал.

а) Понимание далёких по звучанию и значению названий предметов.

Бутылка, кошка, женщина, яблоко, сумка, рыба

Письмо, дверь; самолёт, цветок; женщина, яблоко, кошка; письмо, бутылка, дверь; сумка, цветок, рыба.

б) Понимание близких по звучанию названий предметов.

коза трава, бочка,

трава точка, мишка, коса

бочка коза, дрова, почка

дрова, коса мишка, точка

почка, миска трава, дочка миска

в) Понимание далёких по значению и звучанию названий действий

работает прыгает, поёт

стирает поливает, едет

играет поёт, работает, смотрит

едет едет, готовит, поливает

готовит, смотрит стирает, продаёт, играет

г) Понимание названий действий, близких по значению.

ставит крутит, несёт

катит ведёт, кладёт

несёт держит, ставит, катит

тянет, бросает бросает, вешает, несёт

кладёт, ведёт, тянет ставит, крутит, ведёт