Тема 2.2. Наука и техника. Специфика естественных и технических наук.
«Наука» в переводе с латинского означает «знание». Аристотель – три группы наук (умозрительные, практические, творческие). В 17-18вв. наука и философия рассматриваются как понятия тождественные. Философия — это знание, полученное с помощью разума. Оно противопоставляется знанию, содержащемуся в Святом Писании. Таким образом, понятие «философия» включало в себя все науки: математику, физику, механику, естественную историю, этику и т. д. В соответствии с этим в XVII—XVIII вв. и даже в начале XIX в. философией называли теоретическую механику, биологию и другие науки. Ситуация изменяется во второй половине XIX в. В этот период наука противопоставляет себя не только знанию, содержащемуся в Священном Писании, но и философии. В настоящее время самопознание науки осуществляется в рамках таких дисциплин, как философия науки, социология науки, науковедение, сформировавшихся во второй половине XX века.
Существуют десятки определений науки, сформулированных представителями этих дисциплин и самими учеными.
Среди них можно выделить две основные группы:
1) определения науки как системы знаний
2) определения ее как вида человеческой деятельности. Это и есть два важнейших аспекта науки, которые необходимо учесть в ее определении.
Наука — это деятельность по производству объективно-истинного знания и результат этой деятельности — систематизированное, достоверное, практически проверенное знание.
В отличие от опытно-практического знания, наука, как об этом говорил еще Аристотель, есть знание причин. Сущность научного знания заключается в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным — общее и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений и событий. Объективность, системность – особенности научного знания. (преломление мифологический и религиознаых представлений), (наличие научной теории, логического строя). Наука — не только знание, это особый вид человеческой деятельности. В настоящее время эта деятельность институциализирована, т.е. приобрела устойчивые социальные формы, организована.
Как вид деятельности наука характеризуется:
1) Определенной системой ценностей, своей особой мотивацией, которая определяет деятельность ученого.
2) Определенным набором «инструментов» — технических устройств, аппаратуры и т. д. — используемых в научной деятельности,
3) Совокупностью методов, используемых для получения нового знания.
4) Способом организации научной деятельности (университеты, институты и т.д.)
Философия техники как самостоятельная философская дисциплина возникла в 20в. (Эрнст Капп и Петр Климентьевич Энгельмеер «Теория творчества», «Философия техники»). Техника в 20-м столетии становится неотъемлемой частью всех дисциплин. Очень возросло количество технических дисциплин. Истоки понятия «техники» уходят в глубокую древность. Древнегреческое слово «тэхнэ» понималось широко. От умения ремесленника до мастерства в области высокого искусства. Греки пытались определить место тэхнэ в человеческой деятельности. Аристотель, рассматривая это понятие в «Никомаховской этике» обращал внимание на различие знания (опытное и теоретическое). Знание означает обращение к Тэхне – образу знания, которое непосредственно связанному с человеческой деятельностью. Это знание о том, что раньше не существовало и не может существовать само по себе и появляется в результате человеческой деятельности, и служит его целям. Предмет технического знания – это образ создаваемого, находящегося в процессе становления, обретающего своё существование. Техническое знание – связующее звено между опытным и теоретическим знанием. В нём соединяются эмпирические данные, непосредственные задачи и достаточно обоснованные рассуждения. Особенность – его направленность на производство и конструирование. Процесс производства включает такие этапы как: мышление, мысленное конструирование объекта, создание проекта, разработка конструкции. Уже греческие мыслители сравнивали процессы, протекающие в техническом знании и в природе. Несмотря на то, что эти процессы аналогичны, тем не менее, они считали, что техника способна моделировать и совершенствовать то, что недоделала природа и то, что создаётся исходя из потребностей человека. В 17в понятие техника становится более специализированным и в новое время означает совокупность всех технических средств, процедур и действий, которые относятся к искусственному производству всякого рода, и, прежде всего, орудий труда и машин. С развитием техники меняется и содержание этого понятия. В 20в. – техника – часть человеческого существования и одна из основных ценностей. Современное восприятие этого термина во многом связано с его классическим пониманием, но НТП внёс серьёзные дополнения и расширил предметное поле этого понятия. Оно распадается на органическую (биотехнология) и неорганическую природу (электротехника). Существует и техника мышления, мышления, памяти, игры на рояле. Современное понимание техники (в самом широком смысле):
1) область знания, которое выступает как связующее звено между человеком и природой.
2) область человеческой деятельности, т.е. все возможные средства и процедуры, цель которых изменить природу и господствовать над ней в соответствии с потребностями человека.
3) совокупность изменений и навыков, которые составляют профессиональные особенности того или иного рода человеческой деятельности.
4) искусство и мастерство человека.
Техника относится к сфере материальной культуры, но материальная культура тесно связана с духовной. (археология). Сегодня к сфере техники относится не только использование, но и производство научно-технического знания. Современная техника и техническое знание неразрывно связано с развитием науки. Этапы этой взаимосвязи:
1) С середины 17 до середины 18 вв. это время научной революции. Наука и техника находятся в тесной взаимосвязи. Технический принцип познания выступает в качестве универсальной модели объяснения. Наука ориентирована на технику. Это проявляется и значительном развитии техники научного инструментария.
2) Середина 18 начало 20 вв. – период институализации науки и техники и их дифференциация. Период независимого самостоятельного развития. Наука становится автономной, в технической сфере преобладает творчество гениальных изобретателей. Нарастающая индустриализация делает технические изобретения определённым элементом экономического воспроизводства. Быстро меняющийся характер техники вызывает спрос на науку, порождается процесс сциентификации техники. В 20в. наука достигает стадии, когда она может создавать новые технологии, ориентированные на практический успех. Нововведения являются следствием применения научного метода и решения технических проблем. Т.о. в 20в. осуществляется интеграция научного и технического знания.
Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что взаимоотношения науки и техники изменялись в историческом процессе. В докапиталистическом обществе преобладали ручные орудия труда. Ученые не обращались к решению практических проблем. В период становления и развития капитализма производство начинает развиваться на технической основе. Создаются разнообразные машины и механизмы, заменяющие труд рабочего. Современная наука возникает из стремления понять работу механических устройств. В дальнейшем происходит обособление технических наук и наук о природе, но сохраняется их тесная взаимосвязь и взаимовлияние. Современная наука и техника также находятся в процессе постоянного взаимодействия. Технические проблемы стимулируют развитие науки, научные открытия, в свою очередь, становятся основой создания новых видов техники.
Процесс сциентификации техники был бы немыслим без научного обучения инженеров и формирования дисциплинарной организации научно-технического знания по образцу дисциплинарного естествознания. В настоящее время развитие научно-технических дисциплин становится невозможным без междисциплинарных технических исследований и системной интеграции самой инженерной деятельности. Это находит своё отражение в сфере инженерного образования.
Естественнонаучное и техническое знания отличаются:
1) Техническое знание имеет более сложную системную организацию. Объекты этого знания имеют искусственную природу.
2) Естественнонаучные теории должны быть более универсальными, хорошо эмпирически подтверждаемы, простыми в использовании и плодотворными.
3) От технических систем требуется, чтобы они легко обслуживались и контролировались, имели больший цикл, были более экономичными в изготовлении и употреблении. Если наука косвенно связана с социальными событиями, то технические достижения способны непосредственно оказывать влияние на развитие общества. Процессы сциентификации науки и техники обуславливают друг друга и стирают границы. И научное и техническое знания выражают общую черту человеческого познания.
Цель науки: стремление к постижению истины, проникновение в непознанное.
В настоящее время нет строгого разграничения между наукой и техникой. В современной литературе выделяют следующие подхода к решению проблемы изменения соотношения науки и техники:
1) Техника рассматривается как прикладная наука (линейная модель);
2) Процесс развития науки и техники рассматривается как разнородный, но скоординированный;
3) Наука развивается ориентируясь на развитие технических аппаратов и инструментов;
4) Техника науки обгоняет технику повседневной жизни;
5) До конца 19в регулярного применения научных знаний в технической практике не было, но оно характерно для современной техники.
Последствия технического развития.
Темпы развития науки и техники порождают немало новых проблем и альтернатив. Сегодня многие отрицают гуманистическую направленность развития науки. Распространилось убеждение, что цели и устремления науки и общества в наши дни разделены и пришли в противоречие, что этические нормы современной науки едва ли не противоположны общечеловеческим социально-этическим и гуманистическим нормам и принципам, а научный поиск давно вышел из-под морального контроля. Противники сциентизма апеллируют к вполне конкретному опыту современности. (писатели-фантасты, покорение природы, экология)