Датчик положения дросселя

Узел дроссельной заслонки

На первый взгляд, узел дроссельной заслонки представляет собой несложное механическое устройство.

На нем располагается датчик положения дроссельной заслонки и шаговый мотор (регулятор ХХ). В комплексе этот

узел должен соответствовать строгим техническим условиям. Отклонение характеристик узла дроссельной заслон-

ки от этих ТУ существенно влияет на поведение двигателя в переходных режимах: разгон, торможение, движение



накатом, работа на режиме холостого хода, запуск двигателя. Исправность датчика положения дроссельной заслон-

ки и шагового двигателя не гарантируют правильную работу системы при некачественном исполнении механики

и конструкции дроссельной заслонки.

Узел дроссельной заслонки является в системе устройством, через которое водитель задает требуемую

скорость движения автомобиля. Нажимая на педаль дроссельной заслонки (газа), он изменяет пропускную способ-

ность впускного коллектора для подачи воздуха в двигатель.

Вторая задача дроссельного узла заключается в поддержании байпасного канала (канал ХХ) в таком ре-

жиме, чтобы при отказе водителя от управления дросселем (выключение КПП, торможение, движение накатом

- во всех этих случаях дроссельная заслонка закрыта) этот канал обеспечивал необходимое наполнение двигателя

воздухом для поддержания заданных системой оборотов вращения коленчатого вала. Этот режим реализуется с

помощью шагового мотора, установленного в узле дроссельной заслонки.

Некачественное исполнение узла дроссельной заслонки (несоответствие ТУ), как правило, вызывает сле-

дующие неисправности в работе:

• Медленное снижение оборотов двигателя после закрытия дроссельной заслонки.

• Двигатель глохнет при резком снижении нагрузки (выключение КПП, движение накатом).

• Затрудненный пуск горячего двигателя с закрытым дросселем.

Перечисленные неисправности могут быть вызваны и другими причинами, например, сбоями в системе

зажигания, топливоподачи, неисправностью датчика расхода воздуха. Но эти неисправности, если они есть, про-

являются и на других режимах работы двигателя.

Располагается на узле дроссельной заслонки и определяет степень открытия дроссельной заслонки. Систе-

ма использует показания датчика дроссельной заслонки для следующих режимов работы:

• На режиме пуска двигателя подача топлива корректируется по степени открытия дросселя (уве-

личивается при открытом дросселе). Но при открытии дросселя более 90% система перестает подавать топливо в

двигатель. В этом режиме можно реализовать продувку двигателя при прокрутке стартером.

• В рабочих режимах положение дроссельной заслонки 0% означает выход на режим холостого

хода. В этом случае задача системы – поддерживать заданный уровень частоты вращения коленчатого вала в за-

висимости от показаний датчика температуры и скорости автомобиля. Блок управления пытается снизить обороты

двигателя, управляя режимом блокировки топливоподачи до границы, с которой включается программный регу-

лятор холостого хода, обеспечивающий с помощью шагового мотора и угла опережения зажигания стабильную

работу двигателя на заданных оборотах.

• Во время движения автомобиля, при показаниях датчика дроссельной заслонки выше опреде-

ленного значения, система с учетом оборотов двигателя обеспечивает мощностной режим топливоподачи. Расчет



􄓸

времени открытия форсунки в зависимости от расхода воздуха определяется параметром обогащения состава то-

пливно-воздушной смеси по таблицам, зашитым в памяти блока управления.

• В резервных режимах, при выходе из строя датчика массового расхода показания датчика дрос-

сельной заслонки определяют наполнение цилиндров воздухом для расчета топливоподачи в двигатель и установ-

ки угла опережения зажигания.

Нужно понимать, что система пользуется показаниями датчика положения дросселя не только для опреде-

ления режима работы (холостой ход, мощностной режим, продувка двигателя при запуске, работа в резервных

режимах), но и проводит коррекцию подачи топлива в двигатель в зависимости от скорости изменения положения

дроссельной заслонки (в аналогии с карбюратором – ускорительный насос).

Ресурс работы датчиков российских производителей оставляет желать лучшего. Стирание резистивного

слоя на внутренних контактах датчика может приводить к ряду сбоев в работе системы. Переход на бесконтактный

датчик поможет выправить ситуацию.

Как правило, показания датчика нарушаются в положениях, где он чаще всего и работает. Это 20% (или

близкое к нему) положение дроссельной заслонки.

Характерные сбои в работе системы при неисправном датчике дроссельной заслонки:

• Зависание оборотов холостого хода на уровне 1500-3000 в зависимости от температуры двигателя

(Это резервный режим работы системы, он вызван неисправностью датчика, система в этом случае не регулирует

обороты холостого хода).

• Резкие рывки при наборе скорости. Вызываются резкими провалами в показаниях положения

дроссельной заслонки

Неисправность датчика положения дроссельной заслонки достаточно хорошо определяется системой са-

модиагностики блока управления. При плохом датчике загорается лампа «Проверь двигатель» и в память блока за-

носится соответствующий код неисправности. Когда появляется такой код неисправности, а вы не заметили сбоев

в работе системы, проверьте крепление датчика и его разъем. Более точную диагностику этого датчика можно

произвести с помощью специализированного тестера ДСТ-6С, в котором реализован тест проверки исправности

резистивного слоя. Высокая чувствительность прибора позволяет выявить повреждение дорожки на самых ранних

стадиях возникновения неисправности. Если при наличии перечисленных неисправностей система самодиагно-

стики не выдает кода неисправности по датчику дроссельной заслонки, не торопитесь его менять. Признаки, пере-

численные выше, скорее всего, вызваны другими причинами.

 Шаговый мотор регулятор ХХ

Шаговый мотор установлен в байпасном канале узла дроссельной заслонки. Положение вала шагового

мотора определяет проходное сечение байпасного канала, необходимое для устойчивой работы двигателя при за-

крытой дроссельной заслонке. В системе управления шаговый мотор выполняет несколько основных функций:

• Прогрев двигателя после запуска. Система определяет тепловое состояние двигателя по датчику

температуры охлаждающей жидкости и автоматически устанавливает обороты холостого хода (минимальные обо-

роты при закрытой дроссельной заслонке). С помощью шагового мотора в этом случае задается такое сечение

байпасного канала, при котором двигатель способен поддерживать эти обороты.

• При открытии дроссельной заслонки весь воздух в двигатель поступает через сечение дроссель-

ной заслонки, а байпасный канал должен быть подготовлен к резкому закрытию дросселя и сбросу нагрузки (от-

ключение КПП). Система отслеживает с помощью шагового мотора такое сечение байпасного канала (в зависимо-

сти от оборотов двигателя, скорости автомобиля и положения дроссельной заслонки) при котором в случае сброса

нагрузки должно быть обеспечено плавное снижение оборотов коленчатого вала до заданных оборотов холостого

хода.

• Третьей функцией шагового мотора является компенсация контролируемой блоком управления

нагрузки (включение/выключение вентилятора, кондиционера и т.д.). В режиме холостого хода система коррек-

ت

тирует положение шагового мотора до включения/выключения нагрузки. Тем самым компенсируется мощность,

подключаемой этой нагрузки (компенсирует провал оборотов в режиме холостого хода).

Шаговый мотор и называют регулятором холостого хода, но он выполняет лишь перечисленные функ-

ции. Заданные обороты холостого хода в пределах ±50 об/мин поддерживаются в основном быстрым контуром

управления – регулятором по углу опережения зажигания. Раскачка оборотов в режиме холостого хода зависит

именно от этого контура и влияния возмущений в системе топливоподачи. Шаговый мотор определяет медленную

составляющую в регулировании, отслеживая режимные переходы системы управления.

Выход из строя шагового двигателя приводит к явным сбоям в системе: невозможность работы двигателя

на холостом ходу, повышение оборотов ХХ, увеличивающихся по мере прогрева двигателя. Эти неисправности

возникают и при неполадках в цепях управления шаговым мотором и могут быть определены при помощи тестера

ДСТ-2М, который позволяет задавать положение шагового мотора как параметр блока управления.

Выбрав режим управления исполнительными механизмами в тестере, нужно подвигать шаговый мотор с

помощью блока управления в ту или иную сторону. Если при этом обороты двигателя не изменяются, расход воз-

духа остается постоянным, а система определяет постоянное положение шагового мотора, неисправность шагового

мотора или цепей его управления очевидна.

Проверка шагового мотора с помощью тестера может и не дать результата. Система будет правильно

отрабатывать ваши попытки закрыть или открыть байпасный канал. Однако при эксплуатации автомобиля оста-

нутся зависания оборотов в момент отключении КПП и остановка двигателя при движении накатом. Характерным

признаком неисправности РХХ является затрудненный запуск двигателя, который запускается только при нажатии

педали акселератора. Появление в комплексе этих неисправностей говорит о неисправности шагового двигателя

или его цепей управления. И даже при исправных цепях, шаговый мотор может просто неправильно выполнять

команды системы управления. Вместо движения вперед отрабатывает движение назад или наоборот. Это можно на-

блюдать, если снять шаговый мотор и специальным тестером задавать ему движения в разные стороны. Алгоритм

управления шагового мотора достаточно сложен, и сбои в его работе могут быть выявлены только специальным

тестером, например, ДСТ-6C.

Блок управления может выдавать код неисправности шагового мотора, но не всегда это означает, что

шаговый мотор или цепи его управления действительно вышли из строя. К сожалению, этот код может появиться

и при исправном шаговом моторе.

Совет: Если смазывать механическую часть шагового мотора литолом, то он работает значительно лучше

и дольше. После смазки плохой шаговый мотор часто восстанавливает свою работоспособность.