Узлы и элементы ЭСУД

Средства и приборы для диагностики отечественных автомобилей с ЭСУД

Имеющиеся на рынке диагностические средства для обслуживания ЭСУД можно разделить на три кате-

гории:

• Сканеры кодов диагностики,

• Тестеры –сканеры,

• Мотор-тестеры.

Сканеры кодов диагностики позволяют считывать, распознавать и стирать коды неисправностей, опреде-

ленные системой самодиагностики блока управления.

Тестеры-сканеры могут обеспечить визуализацию системных параметров электронного блока, определя-

ющих работу двигателя, вплоть до системных переменных, позволяющих судить о работе алгоритма управляющей

программы.

Мотор-тестеры (в нашем понимании) позволяют обеспечить сбор и отображение параметров работы дви-

гателя и автомобиля независимо от блока управления и обеспечить контроль выходных параметров исполнитель-

ных устройств, не контролируемых электроникой ЭСУД.

Совершенно понятно, что цены на приборы разных категорий отличаются на порядок и зависят от каче-

ства, полноты и сервисной поддержки производителя.

Парадокс диагностики ЭСУД заключается в следующем: простую неисправность очень сложно опреде-

лить без простейшего тестера-сканера, сложная неисправность не диагностируется никакими имеющимися на рын-

ке приборами и может определяться лишь на основе знаний работы элементов системы и алгоритма управляющей

программы блока управления.

Ниже мы попытаемся дать разъяснения по алгоритмам работы электронного блока управления, по специ-

фике работы исполнительных устройств и датчиков ЭСУД, по параметрам системы управления, которые можно

отобразить с помощью тестера-сканера, основным неисправностям и признакам их проявления на различных ре-

жимах работы двигателя.

Все дальнейшие рассуждения основываются на знаниях работы ЭСУД и управляющей программы блока

управления и являются интеграцией опыта работы в области диагностики электронных систем управления двига-

телем.

В этой части мы более подробно опишем работу элементов системы, связанные с ними возможные не-

исправности и методы их диагностики. К неисправностям элементов ЭСУД можно отнести и нарушения в цепях

соединений этих элементов в системе. Зачастую плохой контакт в соединительных разъемах или поврежденном

проводе может быть принят за неисправность работы узла или датчика системы.

С описанием ЭСУД и ее составных элементов можно познакомиться в руководствах по диагностике и

ремонту ЭСУД для автомобилей ВАЗ.

 Лампа  Проверь двигатель

Лампа «Проверь двигатель» располагается на панели приборов автомобиля и должна загораться после

включения замка зажигания – это является признаком включения блока управления. Характерный щелчок должен

сопровождать срабатывание главного реле. Через главное реле подается напряжение на основные элементы ЭСУД.

После запуска двигателя, когда обороты двигателя превысили 1000 об/мин, лампа гаснет – ее выключает блок

управления.

Система самодиагностики блока управления определяет неисправности в работе ЭСУД. О наличие лю-

бой неисправности блок управления сигнализирует водителю с помощью лампы «Проверь двигатель» - лампа за-

горается примерно через 40 сек после определения неисправности.

Включенная лампа при работающем двигателе не означает, что неисправность (диагностируемая теку-

щая ошибка) имеет место в данный момент. Лампа может гореть, предупреждая водителя о том, что ошибка была

определена ранее, и код ее занесен в память блока управления (сохраненная неисправность).

Если ездовые качества автомобиля резко не ухудшаются, скорее всего, включение лампы говорит о со-

храненной неисправности. Необходимо проверить код сохраненной неисправности и провести проверки в работе

системы. Опыт показывает, что первое появление неисправности элемента системы или его цепей управления

говорит о возможном отказе этого узла в ближайшее время.