Резервные режимы работы ЭСУД
Подсистема самодиагностики блока управления
Электронный блок является компьютером, встроенным в систему управления двигателем. Аппаратное
исполнение и управляющая программное обеспечение определяют его надежность и качество работы ЭСУД в
целом.
Одной из важнейших функций блока управления является диагностика работы всех элементов системы
управления. Для этого аппаратная часть блока содержит специальные драйверы, позволяющие на аппаратном
уровне не только определять ошибки в цепях управления и сообщать о них управляющей программе, но и обе-
спечивать защиту внутренних элементов и цепей блока управления.
Однако главная роль в подсистеме самодиагностики отводится управляющей программе, позволяющей
контролировать параметры работы системы.
Программные модули диагностики определяют выход значений параметров за пределы требуемых диапа-
зонов и устанавливают признаки ошибок в памяти контроллера. Ошибки могут определяться с помощью простых
сравнений измеренных величин с границами заданных диапазонов или рассчитываться на основе более сложных
процедур, реализующих рабочие модели подсистем двигателя и автомобиля.
В случае постоянных ошибок управляющая программа способна переходить к управлению двигателем
по резервным алгоритмам. Эти алгоритмы обеспечивают с одной стороны, защиту двигателя и его подсистем, с
другой стороны, гарантируют работу двигателя и движение автомобиля до станции техобслуживания.
Развитие ЭСУД в большей степени определено совершенствованием именно системы самодиагностики
управляющей программы, позволяющей гарантировать выполнение объявленных производителем автомобилей
критериев токсичности, экономичности, комфортности и т.д. в работе двигателя.
В управляющей программе электронного блока присутствует подсистема самодиагностики, позволяющая
выявлять неисправности в работе цепей управления элементов ЭСУД и определять аварийные отклонения режим-
ных параметров при работе двигателя. Реакция управляющей программы на возникновение таких неисправностей
может вызывать переход на резервные режимы работы системы управления. Резервные режимы работы призваны
сохранить работоспособность двигателя и возможность движения автомобиля при отказах элементов ЭСУД:
• Резервный режим работы при неисправном датчике температуры охлаждающей жидкости пред-
полагает включение в системе вентилятора, установку начальной температуры при запуске двигателя 0°С, а также
автоматическое увеличение температуры двигателя до 85°С по времени работы двигателя после запуска.
• Резервный режим работы при неисправности датчика положения дросселя определяет повышен-
ные обороты холостого хода. В этом случае система отказывается от регулирования оборотов холостого хода, ша-
говый мотор устанавливается в постоянное положение 120 шагов. Топливоподача рассчитывается по показаниям
датчика массового расхода воздуха с параметром обогащенного состава топливной смеси.
• Резервный режим работы при неисправности датчика массового расхода воздуха ведет себя точно
также, как и при отказе датчика положения дросселя. Шаговый мотор устанавливается в положение 120 шагов. По-
казания датчика массового расхода воздуха заменяются значениями из аварийной таблицы (на основе показаний
датчика положения дросселя и рассчитанных оборотов двигателя). Топливоподача рассчитывается по этим значе-
ниям с параметром обогащенного состава топливной смеси.
• Резервный режим при отказе датчика детонации заключается в изменении режимных углов опе-
режения зажигания. Система использует аварийную таблицу (пониженных) углов опережения зажигания.
• При выходе из строя датчиков массового расхода и датчика положения дросселя двигатель спосо-
бен заводиться и работать, но передвигаться на таком автомобиле очень нелегко.
• При недопустимом проценте пропусков воспламенения в цилиндре двигателя этот цилиндр будет
выведен из работы, управляющая программа запретит подачу топлива в него путем блокировки соответствующей
форсунки.
Переход на резервный режим работы системы всегда сопровождается включенной лампой «Проверь дви-
гатель» и ухудшением ездовых качеств автомобиля.
"
Υ