Резервные режимы работы ЭСУД

Подсистема самодиагностики блока управления

Электронный блок является компьютером, встроенным в систему управления двигателем. Аппаратное

исполнение и управляющая программное обеспечение определяют его надежность и качество работы ЭСУД в

целом.

Одной из важнейших функций блока управления является диагностика работы всех элементов системы

управления. Для этого аппаратная часть блока содержит специальные драйверы, позволяющие на аппаратном

уровне не только определять ошибки в цепях управления и сообщать о них управляющей программе, но и обе-

спечивать защиту внутренних элементов и цепей блока управления.

Однако главная роль в подсистеме самодиагностики отводится управляющей программе, позволяющей

контролировать параметры работы системы.

Программные модули диагностики определяют выход значений параметров за пределы требуемых диапа-

зонов и устанавливают признаки ошибок в памяти контроллера. Ошибки могут определяться с помощью простых

сравнений измеренных величин с границами заданных диапазонов или рассчитываться на основе более сложных

процедур, реализующих рабочие модели подсистем двигателя и автомобиля.

В случае постоянных ошибок управляющая программа способна переходить к управлению двигателем

по резервным алгоритмам. Эти алгоритмы обеспечивают с одной стороны, защиту двигателя и его подсистем, с

другой стороны, гарантируют работу двигателя и движение автомобиля до станции техобслуживания.

Развитие ЭСУД в большей степени определено совершенствованием именно системы самодиагностики

управляющей программы, позволяющей гарантировать выполнение объявленных производителем автомобилей

критериев токсичности, экономичности, комфортности и т.д. в работе двигателя.

В управляющей программе электронного блока присутствует подсистема самодиагностики, позволяющая

выявлять неисправности в работе цепей управления элементов ЭСУД и определять аварийные отклонения режим-

ных параметров при работе двигателя. Реакция управляющей программы на возникновение таких неисправностей

может вызывать переход на резервные режимы работы системы управления. Резервные режимы работы призваны

сохранить работоспособность двигателя и возможность движения автомобиля при отказах элементов ЭСУД:

• Резервный режим работы при неисправном датчике температуры охлаждающей жидкости пред-

полагает включение в системе вентилятора, установку начальной температуры при запуске двигателя 0°С, а также

автоматическое увеличение температуры двигателя до 85°С по времени работы двигателя после запуска.

• Резервный режим работы при неисправности датчика положения дросселя определяет повышен-

ные обороты холостого хода. В этом случае система отказывается от регулирования оборотов холостого хода, ша-

говый мотор устанавливается в постоянное положение 120 шагов. Топливоподача рассчитывается по показаниям

датчика массового расхода воздуха с параметром обогащенного состава топливной смеси.

• Резервный режим работы при неисправности датчика массового расхода воздуха ведет себя точно

также, как и при отказе датчика положения дросселя. Шаговый мотор устанавливается в положение 120 шагов. По-

казания датчика массового расхода воздуха заменяются значениями из аварийной таблицы (на основе показаний

датчика положения дросселя и рассчитанных оборотов двигателя). Топливоподача рассчитывается по этим значе-

ниям с параметром обогащенного состава топливной смеси.

• Резервный режим при отказе датчика детонации заключается в изменении режимных углов опе-

режения зажигания. Система использует аварийную таблицу (пониженных) углов опережения зажигания.

• При выходе из строя датчиков массового расхода и датчика положения дросселя двигатель спосо-

бен заводиться и работать, но передвигаться на таком автомобиле очень нелегко.

• При недопустимом проценте пропусков воспламенения в цилиндре двигателя этот цилиндр будет

выведен из работы, управляющая программа запретит подачу топлива в него путем блокировки соответствующей

форсунки.

Переход на резервный режим работы системы всегда сопровождается включенной лампой «Проверь дви-

гатель» и ухудшением ездовых качеств автомобиля.



􀀀􋮠"

􋮸Υ

􀀀