Диагностируемые и неопределенные

Простые и сложные

Неисправности в работе электронной системы управления двигателем

Поскольку далее будет идти речь о диагностике и ремонте ЭСУД, нужно сначала поговорить о неисправ-

ностях или сбоях в работе этих систем. Классифицировать неисправности можно следующим образом:

Простые неисправности – это те, которые могут быть определены быстро (из описания работы двигателя

и системы). Простая неисправность может быть быстро определена, но устранение такой неисправности может

потребовать гораздо большего времени, чем предполагается.

Сложные неисправности – это те, которые могут быть вызваны отказом различных узлов системы или

двигателя и требуют различных проверок для их выявления. Сложную неисправность порой труднее выявить, чем

устранить.

По мере роста опыта специалиста, занимающегося ремонтом, простые неисправности формируются в за-

конченный список, и их устранение является делом времени. Сложные неисправности требуют более длительного

времени, зачастую связанного с заменой или обслуживанием узлов системы и последующими испытаниями.

Диагностируемые неисправности определяются системой самодиагностики блока управления и сопро-

вождаются появлением кода ошибки, который можно считать с помощью тестера-сканера. Такие ошибки, как

правило, относятся к простым неисправностям, потому что имеют четкий алгоритм их выявления и последующего

ремонта. Эти алгоритмы приведены в книгах по руководству и обслуживанию ЭСУД.

Однако не всегда появление кода ошибки однозначно определяет причину сбоя в работе двигателя или

автомобиля. В любом случае исправление диагностируемых ошибок в системе должно быть выполнено в обяза-

тельном порядке.

Неопределенные неисправности не отображаются системой самодиагностики блока управления, об их

возникновении можно судить только по поведению двигателя или автомобиля.

Связанные с работой ЭСУД и не имеющие к ней отношения но приводящие к сбоям в ее работе

Неисправности, связанные с работой ЭСУД, появляются при выходе из строя узлов, диагностика кото-

рых не проводится блоком управления: модуль зажигания, регулятор давления топлива, воздушный и топливный

фильтры, диск синхронизации, и т.д.

К неисправностям, которые приводят к сбоям в работе исправной ЭСУД, относятся неполадки и выходы

из строя узлов самого двигателя или автомобиля: регулировка клапанов, потеря компрессии, неисправность стаби-

лизатора напряжения генератора, работа помпы системы охлаждения и т.д. А также отсутствие бензина в баке или

его плохое качество, выход из строя системы сигнализации, плохое крепление защиты картера и т.п.

Общие замечания:

• Проще всего определить неисправность, связанную с выходом из строя (поломкой) какого-либо

элемента ЭСУД. Гораздо труднее понять, что датчик или элемент системы не удовлетворяет техническим требова-

ниям, и его работа приводит к сбоям в функционировании системы.

• Как правило, сложная неисправность, связанная с неправильной работой системы, имеет свои

специфичные проявления на разных режимах работы двигателя и автомобиля. Выяснение этих проявлений в ком-

плексе позволяет быстрее выявить эту неисправность.

• При появлении сложной неисправности требуется провести следующие обязательные проверки.

Состояние двигателя – компрессия, регулировка клапанов. Замер давления в топливной системе – работа регулято-

ра давления. Внешний визуальный осмотр на предмет правильного крепления разъемов, соединительных трубок,

наличия явных подсосов в системе подачи воздуха. Исправность работы механических узлов – функционирование

дроссельной заслонки, натяжение и установка ремней ГРМ и т.д.

􁭀



• К сожалению, качество и соответствие требованиям ТУ производимых в России элементов систе-

мы определяет основной процент сбоев в работе двигателя и системы, поэтому иногда ремонт неисправных узлов

способом замены может не достичь результата.

• Микропроцессорная система управления может гибко реагировать на отклонения в работе дви-

гателя, связанные с возникшими неисправностями. Системные и режимные параметры работы блока управления,

которые могут быть отображены на экране диагностического оборудования, позволяют определить правильный

путь к разрешению проблемы.