ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подведем некоторые итоги. Мы пытались представить конфликт как интеллектуальное взаимодействие сторон. Для такого представления нам понадобились специальные изобразительные средства — символический язык, особая алгебра, по правилам которой осуществляются операции над объектами, связанными рефлексивными соотношениями. Наши Q-системы, объединяющие все элементы, попавшие в поле зрения исследователя конфликтной ситуации, эти замысловатые, но удобные многоголовые человечки помогли нам изобразить взаимную рефлексию конфликтующих сторон.

В главе 2 был изложен формальный аппарат, описывающий логику рассуждений в конфликте. Далее мы рассмотрели схемы рефлексивного управления, лежащие в основе механизмов принятия решений в конфликте, и проследили возможные приложения рефлексивного анализа, выходящие за рамки конфликта. Мы описали также правдоподобный механизм игры между человеком и автоматом и уделили немало места психологическим аспектам принятия решения, полагая, что они представляют не только теоретический, но и практический интерес. Большинство рассмотренных вопросов являются новыми в кибернетической литературе, а некоторые впервые поставлены здесь. Более подробное изложение основных идей рефлексивного анализа содержится в книге В. А. Лефевра «Конфликтующие структуры», к которой мы отсылаем заинтересовавшихся этими проблемами читателей.

Заканчивая разговор о конфликте, подчеркнем следующее. Конфликт с точки зрения внешнего исследователя, который фиксирует рефлексивные структуры, выступает как результат несовместимости картин окружающего людей мира, отраженного в их головах, точнее — проектов будущего, которые строят игроки. Несовместимость, противоположность проектов, проявляющаяся через несовместимость целей, — в этом заключена внутренняя природа любого конфликта, от малого до великого.

­ Конец страницы 61 ­

¯ Начало страницы 62 ¯

ЛИТЕРАТУРА

1. Лефевр В. А. Конфликтующие структуры. М., «Высшая школа», 1967.

2. Смолян Г. Л.Исследование операций — инструмент эффективного управления. М., «Знание», 1967.

3. Вентцель Е. С.Введение в исследование операций. М., «Советское радио», 1964.

4. Льюс Р. Д., Райфа X.Игры и решения. М., Изд-во иностр. лит., 1961.

5. Лиддел Гарт, Базил Генри.Стратегия непрямых действий. М., Изд-во иностр. лит., 1957.

6. Лайнбарджер П.Психологическая война. М., Воениздат, 1962.

7. Горбов Ф.Д. Экспериментальная групповая психология. См. сб. Проблемы инженерной психологии. Вып. 4. Л., 1966.

8. Rappoport A., Chammah A.The Prisoner's Dilemma. Ann Arbor. Michigan University Press, 1965.

­ Конец страницы 62 ­

¯ Начало страницы 63 ¯

СОДЕРЖАНИЕ

    Стр.
Введение  
Глава 1. Конфликт как предмет исследования .
  Постановка задачи
  Дилемма заключенного
  О психологии и шахматах
  Рефлексивное представление конфликта
Глава 2. Логика рефлексивных игр
  Имитация решений
  Формальный аппарат
  Синхронные рассуждения
  Мышление игроков и принципы теории игр
Глава 3. Рефлексивное управление
  Идея и определение
  Иллюстрации
  Подделка картин
  Возможные приложения
  Рефлексирующие автоматы
Заключение  
Литература  

 

­ Конец страницы 63 ­

¯ Начало страницы 64 ¯

Владимир Александрович ЛЕФЕВР

Георгий Львович СМОЛЯН

 

АЛГЕБРА КОНФЛИКТА

 

Редактор В. Ю. Иваницкий

Художник А. Г. Ординарцев

Худож. редактор Е. Е. Соколов

Техн. редактор Е. М. Лопухова

Корректор В. И. Казакова

 

А 02835. Сдано в набор 12/ХП 1967 г. Подписано к печати 1З/III 1968 г. Формат бумаги 60Х90/19- Бумага типографская № 3. Бум. л. 2,0. Печ. л. 4,0. Уч.-изд. л. 3,35. Тираж 62 000 экз. Издательство «Знание». Москва, Центр, Новая пл., д. 3/4. Заказ 4333. Типография изд-ва «Знание». Москва, Центр, Новая пл., д. 3/4.

Цена 12 коп.

­ Конец страницы 64 ­