Методика изучения фрустрационных реакций С.Розенцвейга.

Львы.

Подарок.

Цирк.

(отношение к обучению)

В одном городе на самой большой и красивой площади стоял большой цирк. В нём были и клоуны, и акробаты, и жонглёры. А ещё в цирке был кто-то, кто хотел дрессировать животных. Это был укротитель тли укротительница?.. Какое животное он хотел дрессировать?.. Что он хотел, чтобы это животное делало?..

И вот однажды в цирке появилось это животное. Как дрессировщик взялся за дело, чтобы дрессировать животное?.. Хотело ли животное делать то, что от него требовали?.. Почему?.. Любит ли животное укротителя?.. Получалось ли у животного делать то, что от него требовали?.. Почему?..

Что думали люди, когда смотрели на укротителя и животное?.. Однажды в цирке что-то случилось. Что?.. Как эта история закончилась?.. На кого из знакомых тебе людей больше похож укротитель?..

Интерпретация. Нормальный вариант: выбор неагрессивного животного. Укротитель обучает животное и чаще применяет поощрение, чем наказывает. Животное охотно соглашается на дрессировку и достигает успеха. Публика восхищается представлением. Хороший конец.

(удовлетворённость половой идентификацией)

Однажды мама говорит своему маленькому сыночку (дочке): «Я хочу сделать тебе подарок. Я подарю тебе животное, которое будет только твоим. Ты хочешь слоника с красивым хоботом или курочку, которая будет потом нести яйца?..» Почему ты выбрал слоника (курочку)?.. Почему не хочешь другое животное?..

Но у продавца животных были только (для девочек – курочки; для мальчиков – слоники) и мама купила слоника (курочку). Доволен ли ребёнок подарком?.. Почему?.. Что он сделает?.. Во что они вместе играли?..

Однажды что-то случилось с животным, и ребёнок нашёл его очень изменившимся. Что случилось с животным?.. Как всё закончилось?.. Ночью ребёнку приснился сон, что он превратился в животное. Кем он был в своём сне?.. Почему?..

Интерпретация. Нормальный вариант: мальчик выбирает слона, а девочка – курочку, но при этом мечтает о слонике.

Патологический вариант: мальчик выбирает курочку (отказ от своего пола).

(конфликты в семье)

Жила-была в джунглях семья львов: папа-лев, мама-львица и маленькие львята. В этой семье всегда был кто-то, кто не соглашался друг с другом, спорил. Кто не соглашался?.. С кем?.. Почему?.. Что случалось, когда они спорили?.. Что делал папа, мама и малыши?.. Что они думали?.. Чем закончилась эта история?..

 

Проективная методика исследования личности была предложена С.Розенцвейгом в 1945 году на основе разработанной им теории фрустрации, в соответствии с которой, состояние фрустрации по направленности может выражаться в трёх формах поведения (реакций) человека: экстрапунитивной, интропунитивной и импунитивной.

Методика имеет две формы – для детей и для взрослых. Стимульный материал состоит из 24 рисунков, на которых изображены персонажи, находящиеся во фрустрационной ситуации (приложение 16). Все ситуации достаточно обыденны, и их можно разделить на две группы: ситуации-препятствия (картинки 1, 3, 4, 6, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 18, 20, 22, 23, 24) - их 16 и ситуации обвинения (картинки 2, 5, 7, 10, 16, 17, 19, 21) – их 8.

Испытуемому последовательно предъявляются все 24 картинки. Его задача – внимательно рассмотреть рисунок, на котором изображены два или несколько говорящих людей и прочитав или прослушав то, что говорит один из них, сказать, что бы он ответил в подобной ситуации.

Каждый из полученных ответов протоколируется и оценивается, в соответствии с теорией Розенцвейга, по двум кри­териям: по направлению реакции (агрессии) и по типу реакции. По направлению реакции подразде­ляются на:

а) Экстрапунитивные: реакция направлена на жи­вое или неживое окружение, осуждается внешняя при­чина фрустрации, подчеркивается степень фрустрирующей ситуации, иногда разрешения ситуации требу­ют от другого лица.

б) Интропунитивные: реакция направлена на са­мого себя, с принятием вины или же ответственности за исправление возникшей ситуации, фрустрирующая ситуация не подлежит осуждению. Испытуемый при­нимает фрустрирующую ситуацию как благоприятную для себя.

в) Импунитивные: фрустрирующая ситуация рас­сматривается как нечто незначительное или неизбеж­ное, преодолимое со временем, обвинение окружающих или самого себя отсутствует.

Реакции различаются также с точки зрения их типов:

1) Препятcтвенно-доминантные.Тип реакции «с фиксацией на препятствии». Препятствия, вызывающие фрустрацию, всячески акцентируются,независимо от того, расцениваются они как благоприятные, неблагоприятные или незначительные.

2) Самозащитные.Тип реакции «с фиксацией на само­защите». Активность в форме порицания кого-либо, отрицание или признание собственной вины, укло­нения от упрека, направленные на защиту своего «Я», ответственность за фрустрацию никому не мо­жет быть приписана.

3) Необходимо-упорствующие.Тип реакции «с фик­сацией на удовлетворение потребности». Постоян­ная потребность найти конструктивное решение конфликтной ситуации в форме либо требования помощи от других лиц, либо принятия на себя обя­занности разрешить ситуацию, либо уверенности в том, что время и ход событий приведут к ее разре­шению.

Для обозначения направления реакции используют­ся буквы: Е — экстрапунитивные реакции, I — интропунитивные реакции, М — импунитивные. Типы реак­ций обозначаются следующими символами: OD — «с фиксацией на препятствии», ЕD —, «с фиксацией на самозащите», NР — «с фиксацией на удовлетворение потребности».

Из сочетаний этих шести категорий получают де­вять возможных факторов и два дополнительных ва­рианта.

Вначале исследователь определяет направление реакции, содержащееся в ответе испытуемого (Е, I или М), а затем выявляет тип реакции: ЕD, OD или NР.

Так, ответ испытуемого в ситуации №14 «Подождем еще минут пять», по направлению реакции является импунитивным (М), а по типу реакции — «с фиксацией на удовлетворение потребности» (NР).

Сочетанию тех или иных двух вариантов при­сваивается собственное буквенное значение. В том случае, если в ответе с экстрапунитивной, интропунитивной или импунитивной реакцией доминирует идея препятствия, добавляется значок «прим» (Е I’, М’). Тип реакции «с фиксацией на самозащите» обо­значается прописными буквами без значка (Е, I, М). Тип реакции «с фиксацией на удовлетворение по­требности» обозначается строчными буквами (е, i, m). Экстра- и интропунитивные реакции самозащит­ного типа в ситуациях обвинения имеют еще два дополнительных варианта оценки, которые обознача­ются символами Е и I.

Появление дополнительных вариантов подсчета Е и I обусловлено разделением ситуации теста на два типа. В ситуациях «препятствия» реакция субъекта обычно направлена на фрустрирующую личность, а в ситуациях «обвинения» она чаще является выражением про­теста, отстаивания своей невиновности, отвержения об­винения или упрека, короче — настойчивого само­оправдания.

Проиллюстрируем все эти обозначения на при­мере ситуации №1. В этой ситуации персонаж слева (шофер) произносит: «Мне очень жаль, что мы за­брызгали Ваш костюм, хотя очень старались объ­ехать лужу».

Возможные варианты ответов на эти слова с оцен­кой их с помощью вышеописанных символов:

Е’ — «Как это неприятно».

I' — «Я совсем не испачкался».(Субъект подчер­кивает как неприятно вовлекать во фрустрирующую ситуацию другое лицо).

М' — «Ничего не случилось, он немного забрызган водой».

Е — «Вы неуклюжи. Вы недотепа».

I — «Ну конечно, мне надо было остаться на тро­туаре ».

М — «Ничего особенного».

е — «Вам придется почистить».

i — «Я почищу».

m — «Ничего, высохнет».

Так как ответы бывают нередко в форме двух фраз или предложений, каждое из которых может иметь несколько отличную функцию, то в случае необходимости их можно обозначить двумя соответ­ствующими символами. Например, если испытуе­мый говорит: «Сожалею, что явился причиной всего этого беспокойства, но буду рад исправить положе­ние», то это обозначение будет Ii. В большинстве случаев для оценки ответа достаточно одного счет­ного фактора.

Оценка большинства ответов зависит от одного фак­тора. Особый случай представляют взаимопроникающие или взаимосвязанные комбинации, используемые для ответов.

За основу подсчета всегда принимается явное зна­чение слов субъекта и так как ответы нередко бывают в форме двух фраз или предложений, каждая из которых может иметь отличную функцию, то можно устанавли­вать за одной группой слов одну счетную величину, а за другой — другую.

Полученные данные в виде буквенных выражений (Е, I, М, Е М’, I’, е, i, m) выносятся в таблицу (см. таблицу ).

 

Пример заполнения таблицы ответов испытуемого.

 

 
OD I’   M             I’   e m       E   m         E
ED   M i     E’   i     E       I     e   E’     i  
NP       E     M’   M         e   I’         M e    

Далее вычисляется GCR — коэффициент групповой конформности, или, иначе говоря, мера индивидуаль­ной адаптации субъекта к своему социальному окруже­нию. Он определяется путем сравнения ответов испы­туемого со стандартными величинами, полученными путем статистического подсчета. Ситуаций, которые используются для сравнения, всего 14. Их значения представлены в таблице.

 

Таблица GCR для детей.

 

Номер рисунка 6-7 лет
 
E
 
 
 
 
I
 
 
M’/E
 
E
E
M’
I’
 
 
 
E
 
 
I
 
m
Итого: 10 ситуаций

 

Если ответ испытуемого идентичен стандартному, ставится знак «+». Когда в качестве стандартного отве­та даются два типа ответов на ситуацию, то достаточно, чтобы хотя бы один из ответов испытуемого совпадал со стандартным. В этом случае ответ также отмечается знаком «+».

Если ответ субъекта дает двойную оценку, и одна из них соответствует стандартному, он оцени­вается в 0,5 балла. Если же ответ не соответствует стандартному, его обозначают знаком «-». Оценки сум­мируются, считая каждый плюс за единицу, а минус за ноль. Затем, исходя из 10 (12; 15) ситуаций (которые прини­маются за 100%), вычисляется процентная величина GCR испытуемого.

 

Количествен­ная величина GCR может рассматриваться в качестве меры индивидуальной адаптации субъекта к своему со­циальному окружению.

 

Следующий этап — заполнение таблицы профилей.

 

 

Таблица профилей.

 

  OD ED NP Сумма Процент
E          
I          
M          
Сумма          
Процент          

 

Подсчитывается, сколько раз встречается каждый из 5 факторов, каждому появлению фактора при­сваивается один балл. Если же ответ испытуемого оценен при помощи нескольких счетных факторов, то каждому фактору придается равное значение. Так, если ответ был оценен «Ее», то зна­чение «Е» будет рав­няться 0,5 и «е», со­ответственно, тоже 0,5 балла. Получен­ные числа заносятся в таблицу. Когда таб­лица заполнена, циф­ры суммируются в ко­лонки и строчки, а затем вычисляется про­центное содержание каждой полученной сум­мы.

Полученное таким образом процентное отношение Е, I, М, OD,ED,NP, представляет выраженные в коли­чественной форме особенности фрустрационных реак­ций испытуемого.

На основании профиля числовых данных составля­ются три основных и один дополнительный образец.

1. Первый образец выражает относительную частоту разных направлений ответа, независимо от его типа. Экстрапунитивные, интропунитивныё и импунитивные ответы располагаются в порядке их убывающей часто­ты. Например, частоты Е - 14, I - 6, М - 4, записы­ваются Е > I > М.

2. Второй образец выражает относительную частоту типов ответов независимо от их направлений. Записы­ваются знаковые символы так же, как и в предыдущем случае. Например, мы получили

ОD - 10, ЕD - 6, NР - 8. Записываются: ОD > NР > ЕD.

3. Третий образец выражает относительную частоту трех наиболее часто встречающихся факторов, незави­симо от типа и направления ответа. Записываются, на­пример, Е > Е' > М.

4. Четвертый дополнительный образец включает сравнение ответов Е и I в ситуациях «препятствия» и ситуациях «обвинения». Сумма Е и I рассчитывается в процентах, исходя также из 24, но поскольку толь­ко 8 (или 1/3) тестовых ситуаций позволяют подсчет Е и I, то максимальный процент таких ответов будет составлять 33%. Для целей интерпретации получен­ные проценты могут быть сравнены с этим макси­мальным числом.