Щенок Том.

Бег.

Птенец.

Тест сказок Ж.Руайе.

Данная методика относится к классу проективных методов исследования. Она позволяет провести качественный анализ индивидуального опыта ребёнка, выявить неосознаваемые установки и отношения в сфере взаимодействия ребёнка со сверстниками, взрослыми, проблемы самостоятельности, половой идентификации, преодоления конфликтных ситуаций.

Исследование необходимо проводить индивидуально с каждым ребёнком. Получение достоверных результатов возможно только при установлении тёплых доверительных отношений ребёнка с экспериментатором.

Экспериментатор предлагает ребёнку поиграть в сочинение сказок. «Я начну рассказывать сказку, а ты продолжишь».

(анализ семейных отношений)

На ветках одного дерева среди зелёной листвы, папа и мама построили гнездо для своих маленьких птенцов. Однажды папа и мама улетели далеко от гнезда. Почему они улетели?.. Что думал птенец, который видел, как они улетали?..

Пока родителей не было, что-то случилось. Что случилось с птенцом?.. Что сделали и подумали другие птенцы?..

Но вот вернулись обратно родители птенцов. Кто вернулся первым: папа или мама?.. Почему?.. Что он (она) сделал?.. А что сделал другой родитель?.. Что подумала мама-птица?.. Что подумал папа-птица?.. Как закончилась эта история?..

Интерпретация. Нормальный вариант: родители улетели за кормом. Малыш слега волнуется или хочет последовать за ними. Опасность исходит от внешнего врага, но всё заканчивается хорошо. Мать возвращается в гнездо и демонстрирует тепло и защиту. Родители защищают и кормят птенцов.

Патологический вариант: родители улетают по другим причинам. У птенца впечатление, что он покинут и ненужен. Птенец выражает крайнюю тревогу и одиночество. С птенцом происходят драматические приключения. Выражается критика в адрес родителей.

(особенности мотивации)

Один ребёнок бежит всё быстрее и быстрее. Почему он бежит?.. Куда он бежит?.. О чём он думает на бегу?.. Что с ним случилось?.. Как всё это закончилось?..

Интерпретация. Нормальный вариант: бежит к определённой цели, его что-то привлекает. В процессе бега ребёнок испытывает положительные эмоции. Плохие мысли во время бега, хороший конец.

Патологический вариант: бежит от опасности к дому или какому-то убежищу. Плохие мысли в процессе бега и плохой конец. Бег без цели, по кругу.

(особенности восприятия ребёнком его отношений с взрослыми)

У одной дамы был щенок, которого звали Томом. Она кормила его молоком или похлёбкой с мясом. Что Том любил больше?.. Съедал ли он всё, что ему давали?.. Если Том не съедал то, что ему давали есть, то что делала дама?.. Было ли у Тома всего вдоволь поесть?..

Хозяйка Тома хотела, чтобы он был воспитанной собакой. Она учила его выполнять команды: «Сидеть. Лежать. Лапу» и другие. Чему она ещё хотела его научить?.. Нравилось ли щенку всё это делать?.. Как хозяйка его учила?.. Был ли Том всегда послушным?..

Каждый вечер хозяин щенка, муж дамы, возвращался домой. Что говорил и делал хозяин?.. Занимался ли ещё кто-то воспитанием щенка?.. Кто?.. Все ли с этим соглашались?.. Что думал маленький Том?..

Иногда хозяева Тома водили его гулять. Они вели его на поводке?.. Почему?.. Кто его вёл?.. Нравилось ли Тому гулять на поводке?.. Почему?..

Однажды, когда хозяева отвернулись от Тома, что-то случилось. Что случилось?.. Чем закончилась эта история?..

Интерпретация. Нормальный вариант: щенок предпочитает мясо или ест и то, и другое. Хозяйка применяет смешанный метод воспитания. Щенка не держат на поводке. Он любит хозяев, не убегает от них. Совершает шалости или убегает, чтоб побегать и скоро возвращается обратно.

Патологический вариант: щенок не кушает или еды не хватает. Хозяйка агрессивна, требует беспрекословного подчинения. Щенка всегда держат на поводке, и ему это нравится. На прогулке Том убегает и не возвращается или убегает, и его наказывают, когда он возвращается обратно. Трагический конец.