Изучение свойств внимания по методике «Корректурная проба».
Исследование когнитивной сферы дошкольников.
Данная методика предназначена для определения продуктивности, устойчивости, распределения и переключения внимания.
Методика проводится в группе. Каждый ребёнок получает перед началом исследования стандартный бланк с изображением простых фигур (треугольник, квадрат, круг, полукруг, прямоугольник, флажок) (приложение 5) или колец, различающихся только местом разрыва.
Инструкция. (изучение продуктивности и устойчивости внимания). «Сейчас мы с вами поиграем. Когда я скажу «начинай», вы по строчкам этого рисунка начнёте искать и зачёркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачёркивать предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово «стоп». В это время вы должны остановиться и поставить вертикальную черту рябом с той буквой, около которой вас застал сигнал «стоп». После этого по сигналу «начали» вы продолжите снова искать и вычёркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово «конец». Тогда вы поставите последнюю вертикальную черту. На этом выполнение задания завершится».
Дети работают 2,5 минуты, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 секунд) им говорят слова «стоп» и «начали».
Обработка и оценка результатов.
Определяется количество знаков, просмотренных ребёнком в течение 2,5 минут, т.е. за всё время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. Показатель продуктивности и устойчивости внимания вычисляется по формуле:
S = 0,5 * N – 2,8 n
T
S – показатель продуктивности и устойчивости внимания ребёнка;
N – количество предметов на рисунке, просмотренных ребёнком за время работы;
T – время работы (изменяется от 30 до 150);
n - количество ошибок, допущенных за время работы (ошибками считаются пропущенные нужные или зачёркнутые ненужные изображения).
Далее по всем показателям S (6 показателей) выстраивается график, на основе анализа которого можно судить о динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания ребёнка.
Уровень развития внимания | Показатель S | Особенности графика |
Высокая продуктивность и устойчивость внимания. | Выше 1,00 | График расположен в пределах одной зоны, показатели продуктивности в разные промежутки времени не сильно отличаются друг от друга. |
Средняя продуктивность и устойчивость внимания. | 0,50 – 1,00 | Все точки графика располагаются в разных зонах, но показатели улучшаются со временем. |
Низкая продуктивность и устойчивость внимания. | Меньше 0,50 | График располагается в 4-5 зонах, отмечаются значительные скачки значений показателей продуктивности в разные промежутки времени и снижение показателей. |
Уровень концентрации внимания можно вычислить с помощью следующей формулы:
n1 – n2 – n3
K = ____________ * 100%;
n
где n1 - сумма правильно зачёркнутых знаков;
n2 - сумма пропущенных знаков;
n3 – сумма ошибочно зачёркнутых знаков;
n – общее количество в просмотренных строках знаков, подлежащих вычёркиванию.
Уровень концентрации высчитывается как в целом, так и по каждому промежутку работы в отдельности.
Для изучения внимания используется также дидактическая игра «Что изменилось?». Ребёнку демонстрируется картинка и даётся установка на внимательное рассмотрение и запоминание предметов на ней нарисованных. Затем демонстрируется вторая картинка и спрашивается, что на ней изменилось (приложение 14).