Исследование внимания.
Исследование памяти
Исследование памяти.
Пространственное восприятие.
Предметное восприятие.
Восприятие формы.
Исследование восприятия.
1. Восприятие цвета.Четыре цвета: красный, синий, желтый, зеленый. (приложение 12)
Спгимулъный материал: цветные наборы дидактических игр: «Бабочки и крылья», «Рыбки и хвостики», «Цветочек и лепесточек», «Носки и варежки», «Листочки» и др.
Пример инструкций:
1) «положи к каждому цветочку (4) подходящий по цвету лепесточек»;
2) покажи, где красный (синий, желтый, зеленый) лепесточек?»;
3) «назови, какого цвета этот цветочек?». Аналогично предъявляются другие задания.
Нормативы:
- сличение - от 1,5-2 лет;
- выбор по названию - в 2-3 года;
- самостоятельность названия - в 2,5-3 года.
Стимульный материал: круг (шарик), квадрат (кубик), прямоугольник (кирпичик), треугольник (крыша) по 2 набора 4-х основных цветов.
Пример инструкции:
1) «дай такую же» (форма и цвет совпадают);
2) «покажи, где кубик?»;
3) «назови форму».
Нормативы:
- сличение - от 1,5-2 лет;
- выбор по названию - 2 года;
- самостоятельное название - в 3 года.
Стимулъный материал: 10-12 карточек с изображением знакомых предметов (лото малышам) (приложение 10).
Инструкция:
1) покажи, где нарисован...?;
2) что нарисовано? или Что это?
Нормативы:
В 1,5-2 года называют 4-5 картинок.
В 2,5 года называет многие предметы из групп: игрушки, посуда, одежда, мебель.
В 3 года дети знают и называют все предметы, их свойства и качества, в пассивном словаре сформированы некоторые обобщающие понятия: игрушки, одежда, мебель, обувь.
Стимулъный материал: мелкие игрушки и картинки, уложенные в коробку.
Пример инструкций:
«Посади мишку около коробки», «Положи в коробку», «Посади на коробку», «Спрячь картинку под коробку», «Достань из-под коробки», «Покажи, где верх (низ)», «Иди вперед (назад)».
Нормативы:
- 2,5-3 года - понимает предложно-падежные конструкции; ошибается в 1-2 заданиях, легко корректируется;
- 3,5-4 года - выполняет все задания.
Задание:
Выполнить по памяти серию инструкций: встать, открыть дверь, сесть за столик, открыть коробку, взять карандаш.
Нормативы:
· 1,5 года - выполняет 3 действия;
- 2 года - выполняет 3 - 4 действия;
- 3 года - выполняет 5 действий.
6. Исследование памяти.Игра «Что изменилось — чего не стало»
Ребенку предъявляют 4 картинки, которые он называет. Затем ребенка просят отвернуться, а экспериментатор убирает одну из картинок и заменяет другой, либо меняет их местами. Просит ребенка найти изменения.
Невыполнение задания свидетельствует о трудностях на этапе воспроизведения.
7. Исследование внимания.Методика «Зрительный диктант» (приложение 8, 9)
Стимулъный материал: 3 таблицы из 16 клеток, где нарисованы знакомые картинки (не по порядку).
Для детей 2-2,5 лет - найти две повторяющиеся картинки в таблице 5.2.1.
Для детей 3-4 лет - найти две повторяющиеся картинки в таблице 5.2.2.
Для детей 5-6 лет - нахождение картинок в таблице 5.2.3.
Инструкция:
«Вот здесь, на табличке, картинки. Посмотри и закрой все одинаковые (например, домики). Как можно быстрее, но не ошибайся».
Анализ результатов:
Скорость выполнения 1 таблицы - 1,5 минуты.
Нарушения внимания:
1) повышенная отвлекаемость (нарушение концентрации внимания);
2) генерализация внимания (зависимость внимания от внешних воздействий);
3) застреваемость внимания (нарушение переключаемости), слабая способность переходить с одного объекта на другой;
4) ограниченный объем внимания (неспособность воспринять в данный момент нужный объем информации).