Исследование внимания.

Исследование памяти

Исследование памяти.

Пространственное восприятие.

Предметное восприятие.

Восприятие формы.

Исследование восприятия.

1. Восприятие цвета.Четыре цвета: красный, синий, желтый, зеле­ный. (приложение 12)

Спгимулъный материал: цветные наборы дидактических игр: «Бабочки и крылья», «Рыбки и хвостики», «Цветочек и лепесточек», «Носки и варежки», «Листочки» и др.

Пример инструкций:

1) «положи к каждому цветочку (4) подходящий по цвету лепесточек»;

2) покажи, где красный (синий, желтый, зеленый) лепес­точек?»;

3) «назови, какого цвета этот цветочек?». Аналогично предъявляются другие задания.

Нормативы:

  • сличение - от 1,5-2 лет;
  • выбор по названию - в 2-3 года;
  • самостоятельность названия - в 2,5-3 года.

Стимульный материал: круг (шарик), квадрат (кубик), прямоугольник (кирпичик), треугольник (крыша) по 2 набора 4-х основных цветов.

Пример инструкции:

1) «дай такую же» (форма и цвет совпадают);

2) «покажи, где кубик?»;

3) «назови форму».

Нормативы:

  • сличение - от 1,5-2 лет;
  • выбор по названию - 2 года;
  • самостоятельное название - в 3 года.

Стимулъный материал: 10-12 карточек с изображением знакомых предметов (лото малышам) (приложение 10).

Инструкция:

1) покажи, где нарисован...?;

2) что нарисовано? или Что это?

Нормативы:

В 1,5-2 года называют 4-5 картинок.

В 2,5 года называет многие предметы из групп: игрушки, посуда, одежда, мебель.

В 3 года дети знают и называют все предметы, их свойства и качества, в пассивном словаре сформированы некоторые обоб­щающие понятия: игрушки, одежда, мебель, обувь.

Стимулъный материал: мелкие игрушки и картинки, уло­женные в коробку.

Пример инструкций:

«Посади мишку около коробки», «Положи в коробку», «Посади на коробку», «Спрячь картинку под коробку», «Дос­тань из-под коробки», «Покажи, где верх (низ)», «Иди вперед (назад)».

Нормативы:

  • 2,5-3 года - понимает предложно-падежные конструкции; ошибается в 1-2 заданиях, легко корректируется;
  • 3,5-4 года - выполняет все задания.

Задание:

Выполнить по памяти серию инструкций: встать, открыть дверь, сесть за столик, открыть коробку, взять карандаш.

Нормативы:

· 1,5 года - выполняет 3 действия;

  • 2 года - выполняет 3 - 4 действия;
  • 3 года - выполняет 5 действий.

 

6. Исследование памяти.Игра «Что изменилось — чего не стало»

Ребенку предъявляют 4 картинки, которые он называет. Затем ребенка просят отвернуться, а экспериментатор убирает одну из картинок и заменяет другой, либо меняет их местами. Просит ребенка найти изменения.

Невыполнение задания свидетельствует о трудностях на этапе воспроизведения.

 

7. Исследование внимания.Методика «Зрительный диктант» (приложение 8, 9)

Стимулъный материал: 3 таблицы из 16 клеток, где нари­сованы знакомые картинки (не по порядку).

Для детей 2-2,5 лет - найти две повторяющиеся картинки в таблице 5.2.1.

Для детей 3-4 лет - найти две повторяющиеся картинки в таблице 5.2.2.

Для детей 5-6 лет - нахождение картинок в таблице 5.2.3.

Инструкция:

«Вот здесь, на табличке, картинки. Посмотри и закрой все одинаковые (например, домики). Как можно быстрее, но не ошибайся».

Анализ результатов:

Скорость выполнения 1 таблицы - 1,5 минуты.

Нарушения внимания:

1) повышенная отвлекаемость (нарушение концентрации внимания);

2) генерализация внимания (зависимость внимания от вне­шних воздействий);

3) застреваемость внимания (нарушение переключаемости), слабая способность переходить с одного объекта на другой;

4) ограниченный объем внимания (неспособность воспри­нять в данный момент нужный объем информации).