I. Подготовительный этап.

Этапы психодиагностического обследования.

Этические нормы психодиагностики.

Главный принцип деятельности практического психолога – «Не навреди!» - реализуется в профессионально – этических нормах.

  1. Принцип специальной подготовки и аттестации лиц, использующих психодиагностические методики, защищает от не правомерного, не компетентного, не профессионального использования методик.
  2. Принцип ограниченного распространения психодиагностических методик направлен на сохранение профессиональной тайны.
  3. Принцип суверенных прав личности обеспечивает право человека на сохранение тайны личности, поэтому он не должен подвергаться, какому – либо обследованию обманным путем. Обследование ребенка возможно только с согласия родителей или лиц их заменяющих.
  4. Принцип объективности позволяет получать правдивую информацию о человеке. Обследование должно быть абсолютно беспристрастным, психолог должен занимать во время обследования нейтрально – доброжелательную позицию.
  5. Принцип конфиденциальности заключается в том, что вся информация, получаемая в ходе обследования должна быть строго конфиденциальной: она должна быть доступна только для тех, для кого она предназначена.
  6. Принцип психопрофилактического изложения результатов предполагает тактичное, по возможности щадящее сообщение результатов психологического обследования, для этого следует чередовать негативную и позитивную информацию и заканчивать беседу на позитивной.

Психодиагностическое обследование включает в себя несколько этапов:

На этом этапе происходит формулирование цели и задач обследования, для чего психолог, в первую очередь, анализирует запрос. Запрос может быть сформулирован родителями или другими лицами, осуществляющими опеку ребенка, а также педагогами дошкольного учреждения. В любом случае родители должны быть информированы об обследовании и должны дать согласие на его проведение.

Необходимо как можно больше собрать информации о ребенке до объективного психодиагностического обследования. Для этого можно провести беседу с воспитателями, родителями, понаблюдать за ребенком в естественных условиях, что позволит выявить некоторые психологические особенности ребенка и особенности его поведения. Следует собрать анамнез, который состоит в анализе истории развития ребенка, включая данные перинатального и пренатального развития, перенесенные заболевания, сведения о раннем психомоторном развитии, особенности протекания адаптации к дошкольному учреждению и другие важные сведения. Предварительные данные позволяют сформулировать психодиагностические гипотезы, на основании которых происходит отбор необходимых методик и соответствующих материалов.

Перед проведением обследования необходимо подготовить диагностический инструментарий и организовать рабочее пространство. Количество методик должно быть больше, чем это необходимо в данный момент времени, должны иметься взаимозаменяемые методики, это позволяет выдвигать и проверять во время обследования альтернативные психодиагностические гипотезы. Рабочее пространство должно быть организовано таким образом, чтобы не было постороннего шума, лишних предметов, чтобы рабочее место соответствовало росту ребенка, чтобы была возможность оптимального контакта ребенка и психолога, то есть таким образом, чтобы обеспечить максимальную объективность психодиагностического обследования.