Другие ландшафтно-климатические зоны
Горные курорты
Равнинные континентальные курорты
Равнинные приморские курорты
Классификация климатических курортов
В соответствии с природными ландшафтно-климатическими зонами все курорты подразделяются на следующие типы:
1. с преобладанием средиземноморского климата
2. степного климата
3. климата полупустыни
4. климата лесов влажных субтропиков
5. лесного климата умеренных широт
6. муссонного климата.
0. таежные курорты
1. лесные умеренного пояса
2. лесные муссонного климата умеренных широт
3. субтропические леса
4. степные и лесостепные
5. полупустыни
0. предгорье (от 100 до 500 м над уровнем моря)
1. низкогорные курорты (от 500 до 1000 м над уровнем моря)
2. среднегорные нижнего пояса (от 1000 до 1500м над уровнем моря)
3. среднегорные верхнего пояса (от 1500 до 2000 м над уровнем моря)
4. высокогорные (выше 2000 м над уровнем моря)
5. в зоне лесов умеренного пояса
- в зоне субтропических лесов
- в зоне степей и пустынь
- приморские
В зависимости от расположения в перечисленных зонах полная характеристика климатического курорта включает ландшафтно-климатические особенности и высоту над уровнем моря.
ействующим началом при К. служат элементы климато-погодного комплекса: положение местности над уровнем моря, барометрическое давление, температура воздуха, количество осадков, сила и направление ветра, облачность, интенсивность солнечной радиации. При проведении К. учитывают также влияние радиационных свойств почвы, особенности ландшафта и пр. Разнообразие климатов позволяет дифференцировать К. и тренировать организм в различных климатических условиях (см. Акклиматизация человека). Климат степей в сочетании с кумысолечением используют при лечении туберкулеза, климат полупустынь благоприятен для лечения болезней почек. Морской климат показан при лечении болезней органов дыхания, функциональных заболеваний нервной системы, нарушений обмена веществ и др.; горный климат оказывает сильное воздействие на дыхательную и сосудистую системы, стимулирует обмен веществ.
Основными методами К. являются аэротерапия (воздушные ванны и пребывание на свежем воздухе), солнцелечение италассотерапия (комплексное применение воздухо- и солнцелечения и морских купаний). Воздух на берегах горных рек, у моря, в горах, среди зелени, кроме кислорода и озона, содержит значительное количество аэроионов (см. Аэроионотерапия).Солнечные лучи повышают возбудимость нервной системы, активизируют процессы обмена веществ; под их действием в организме образуется витамин D. Пониженное барометрическое давление вызывает напряжение функций дыхания и кровообращения, стимулирует образование эритроцитов, улучшает обмен веществ.
К. широко применяют на всех курортах, особенно на климатических — горных, равнинных (лесных, степных, с климатом полупустынь) и приморских, а также в санаториях, домах отдыха, пансионатах, пионерлагерях, турбазах и т.п. Для климатотерапевтических и климатопрофилактических процедур используют специальные площадки для проведения солнечных и воздушных ванн (аэросолярии), пляжи, маршруты терренкура, площадки для подвижных игр, веранды и галереи для пребывания на свежем воздухе в ненастную погоду, а в зимнее время — крытые остеклённые и отапливаемые веранды — климатопавильоны.
Назначается при многих заболеваниях.
16. Комплексный подход к выбору природно- лечебных местностей.
17. Комплексный подход к организации санаторного лечения.
18. Санаторный режим и методы его организации.
В общем комплексе санаторно-курортного лечения детей режим дня имеет важное значение. Рациональная его организация, тщательное выполнение создают оптимальные условия для эффективного действия лечебно-оздоровительных мероприятий, способствует формированию полезного для ребенка динамического стереотипа, закрепление которого в домашних условиях помогает восстановлению здорового образа жизни, профилактике заболеваний. Режим дня в детских санаториях различного возрастного и медицинского профиля имеет свои особенности, но основные принципы составления его являются общими. Предусматривается достаточная продолжительность ночного сна и отдыха днем, правильное распределение времени приема пищи, пищевых нагрузок, рациональное чередование закаливающих и лечебных процедур, отдыха, школьных занятий, прогулок, воспитательной, кружковой, пионерской работы. Обязательно длительное пребывание на свежем воздухе во все сезоны года.
Режим дня строится в соответствии с временем года, дифференцируется в зависимости от возраста и состояния здоровья детей, медицинского профиля санатория. В санаторных учреждениях, где лечатся больные в неактивной фазе болезни, можно организовать более активный двигательный режим, воздействие на терморегуляцию с использованием закаливания, купания, спортивных игр.
Распорядок дня должен быть вывешен в отделениях и известен медицинскому и педагогическому персоналу. Он должен быть динамичным и индивидуализированным. В процессе лечения его изменяют так, чтобы обеспечить благоприятные условия для повышения функциональных способностей развивающегося детского организма и выздоровления ребенка.
В детских санаториях применяют три основных режима дня: щадящий, тонизирующий и тренирующий.
Щадящий режим назначают временно всем детям в течение первых 5—10 дней (в зависимости от состояния здоровья и возраста ребенка), при интеркуррентном заболевании или обострении основного процесса болезни. Предусматриваются ограничение двигательной активности, климатолечение по слабой холодовой нагрузке, санация очаговой инфекции, спокойные настольные игры.
При благоприятно протекающем периоде адаптации ребенка переводят натонизирующий режим: постепенно увеличивают интенсивность климатических процедур (от слабой до средней), увеличивают физическую нагрузку при ЛФК, проводят бальнеогрязелечение, физиотерапию и другие методы лечения в оптимальных возрастных дозировках.
Тренирующий режим назначают по мере восстановления реактивности организма, функции нервной, сердечно-сосудистой и других систем (обычно во второй половине курса лечения). Этот режим по двигательной активности приближается к режиму практически здоровых детей. Продолжают климатолечение, лечебную физкультуру, постепенно заканчивают проведение специальных методов лечения. Тренирующий режим подготавливает ребенка к пребыванию дома, в школе, детском саду.
В режиме дня для детей любого возраста важную роль играет достаточная продолжительность сна. Учитывая снижение функциональной возможности нервной системы больных детей, продолжительность ночного сна должна быть немного больше, чем у здоровых сверстников, обязателен сон или спокойный отдых в постели днем. Для детей дошкольного возраста рекомендуется продолжительность сна ночью в течение 11 ч и днем в течение 2—2,5 ч, для младших школьников—10 ч ночью и 2 ч днем, для старших— 9 ч ночью и 1,5 ч днем. Утренний подъем детей не следует начинать раньше 7 ч. Укладывать на ночной сон дошкольников желательно в 20 ч, младших школьников — в 21 ч, старших — в 22 ч. Чтобы сон детей был спокойным и глубоким, необходимо хорошо проветрить помещение спален и соблюдать полную тишину.
В ночные часы детские спальни должны быть освещены мягким, слабым светом. Дневной сон лучше проводить на свежем воздухе — на веранде, в климатопавильоне или климатопалатах, в которых с помощью открытых окон и отопления достигается достаточная аэрация.
Режим питания нужно строить так, чтобы промежуток между приемами пищи составлял 3—4 ч. В детских санаториях предусматривается 4—5-разовое питание. Время каждого приема пищи точно устанавливается в режиме дня, это способствует выработке полезного условного рефлекса. Завтрак должен быть не позднее чем через час после подъема. Далее режим питания строится в зависимости от климатических условий, своеобразия лечебного комплекса и организации учебных занятий.
Проведение основных лечебных процедур и ЛФК должно быть предусмотрено в первую половину дня. Сложные реактивные изменения в организме ребенка, развивающиеся после приема процедур, требуют отдыха продолжительностью не менее 20—60 мин в зависимости от состояния больного и характера процедуры. Не рекомендуется проведение процедур сразу после приема пищи или натощак; некоторые индивидуальные лечебные процедуры можно проводить и во второй половине дня.
Измерение температуры тела проводят всем детям утром в постели перед подъемом, второй раз — после дневного сна. Диагностические и функциональные исследования проводятся 3—4 раза за время пребывания ребенка в санатории или санаторном лагере, при необходимости — чаще.
В режиме дня различных санаторных учреждений для школьников предусмотрены учебные занятия с педагогом. Учитывая сниженные болезнью функциональные возможности детей, большую лечебную нагрузку и необходимость отдыха после процедур, продолжительность урока в санаториях сокращают до 35—40 мин, а число уроков до 3—4. Число учащихся в классе уменьшено, во время перемены предусматривается пребывание их на свежем воздухе.
Важную роль в оздоровлении и лечении детей имеет максимальное пребывание на воздухе. Оно достигается путем проведения на открытом воздухе возможно большего числа режимных моментов — дневного сна, некоторых уроков, кружковых занятий, игр. Зимой дети должны проводить на воздухе не менее 3—4 ч, что осуществляется в 2—3 приема. Детей для прогулки следует одевать тепло, но избегать укутывания. Необходимо следить, чтобы их ноги были всегда сухими и теплыми. Во всех отделениях санатория должны быть сушилки для обуви, носков, одежды. Летом дети могут находиться на воздухе почти в течение всего дня, иногда и круглосуточно (например, в санаториях с заболеваниями опорно-двигательного аппарата в Евпатории и Геленджике, с заболеваниями органов дыхания—в Кисловодске, Ялте и др.).
Для закаливающих водных процедур как важного фактора профилактики лучше предусмотреть время в утренние часы сразу после утренней гимнастики. В каникулярное время года дети больше времени проводят на воздухе— занимаются оздоровительными процедурами, кружковой работой, трудотерапией.
Режим дня для детей дошкольного возраста строится по такому же принципу, но вместо учебных занятий устраивают прогулки, занятия с воспитателями, педагогами.
На основании этих общих принципов построения режима дня с учетом специализации санатория, времени года, местных особенностей руководитель учреждения совместно с лечащими врачами, педагогами, воспитателями, пионерскими работниками составляет конкретный распорядок дня, обеспечивающий возможность лечения и оздоровления детей. Контроль за всеми мероприятиями с точки зрения допустимости тех или иных нагрузок для всего отряда или каждого ребенка в отдельности осуществляется врачами отделений, главным врачом. Необходимым условием является тесное содружество в работе медицинского и педагогического состава работников.
19 . Роль диетического питания в санаторной практике
С целью оптимизации лечебного питания, совершенствования организации и управления его качеством в лечебно-профилактических учреждениях введена новая система диет. Ранее применявшиеся диеты номерной системы объединяются или включаются в систему стандартных диет, которые назначаются при различных заболеваниях, степени тяжести болезни или осложнений со стороны различных органов и систем.
В лечебно-профилактических учреждениях питание организуется по 15 лечебным диетам, составленный Институтом питания РАМН СССР с учетом энергетической ценности рациона, его химического состава, механических и температурных компонентов. Персонал пищеблока при составлении меню и приготовлении блюд руководствуется специально составленными на этой основе и утвержденными сборниками рецептур.
Питание в санаториях осуществляется по 7-дневному меню, которое составляются с учетом диетических рационов и среднесуточных норм продуктов. (Таблица 1). Меню можно корректировать в зависимости от профиля санатория, стоимости питания, сезонности. Семидневное меню утверждаются на медсовете санатория и согласовывается в городской СЭС.
В основу меню положена сбалансированность суточного рациона по основным химическим нутриентам (белкам, жирам, углеводам и аминокислотному составу, минеральным веществам, витаминам и т.д.). При этом обязательно учитывается энергетическая ценность лечебного рациона, разнообразность питания, разумное сочетание продуктов и кулинарных блюд. При необходимости, в особых случаях санаторно-курортной практике допускается расширенный ассортимент блюд, коммерческая система организации питания на заказ. Работники столовых хорошо подготовлены теоретически и практически по диетической кулинарии. Диетические блюда готовят по специальным рецептурам и технологии. Повара имеют высокий квалификационный разряд и соответствующие знания в лечебном питании.
Первичным и основным документом на производстве является картотека блюд, т.е. набор типологических карт, которые используют в питании. Каждая карточка-раскладка имеет свою нумерацию в картотеке, составляется и подписывается инженером-технологом, заведующим производства, врачом-диетологом, утверждается руководителем санатория. При необходимости в рецептуру блюд и кулинарных изделий вносятся изменения, компоненты в соответствии с нормами взаимозамены продуктов при приготовлении диетических блюд. В каждой карточке-раскладке описывается приготовление кулинарных блюд и изделий.
20. Спортивно- оздоровительные технологии в курортной практике
21. Организация косметологических услуг в санатории.