Пути совершенствования деятельности ТНК.
«В настоящее время ТНК определяют и направляют мировое производство природного сырья, топлива и электроэнергии, современной техники, конструкционных материалов, технологических знаний, информации информационных сетей, вооружений. ТНК лидируют в подготовке современных специалистов и управляющих, выдвигают лидеров нового типа, которые в свою очередь придают гибкость, динамичность и антикризисную устойчивость самим ТНК, являются творцами и реализаторами перемен и динамики корпоративных структур, обеспечивающих собственную долговременную жизнеспособность»[3].
Существуют тенденции, которые в будущем будут определять политику ТНК:
1) В дальнейшем ТНК, функционирующие в развивающихся странах, продолжат усиливать свое влияние. «К примеру, доля прямых иностранных инвестиций, осуществленных из развивающихся стран и стран с переходной экономикой, достигла уровня 35 % в 2012–2013 гг»[1].
2) «Продолжится процесс укрепления ТНК относительно национальных государств. В качестве примера можно привести российскую компанию «Газпром», которая, согласно приведенной статистике за 2013 год, по экономической мощи превышает экономику Коста-Рики и еще более 100 стран. «Wal-Mart-Stores» сопоставима с Вьетнамом, а «Royal-DutchShell» превосходит экономику Марокко»[1].
3) В качестве третьей тенденции выступит транснационализация малых и средних компаний. Представляется, что в результате ТНК уже не будут понимать исключительно как крупный бизнес, потому что в мировой экономике будут функционировать корпорации всех размеров, разделяющие общее стремление увеличивать глобальную конкуренцию.
В будущем развитие ТНК возможно следующими путями в соответствии с обозначенными тенденциями.
По первой тенденции развития укрепление позиций в мировой экономике приведет к усилению политического влияния корпораций. Как результат корпорации начнут последовательно захватывать сферы регулирования, раньше принадлежавшие к компетенциям национальных государств. Есть вероятность создания союзов между транснациональными корпорациями, их объединение, имеющее цель получить право голоса(или вето) в международных организациях. В конце концов, ТНК будут наравне с государствами менять политическую картину мира. Предполагается создание негосударственных механизмов регулирования мировых экономических процессов, такие как отраслевые стандарты или правила разрешения споров, возникающих в ходе деятельности ТНК. Развивающиеся государства уже сегодня конкурируют между собой за привлечение инвестиций со стороны ТНК, а в этом варианте событий инвестиции могут стать главным ресурсом развития страны.
Второй вариант развития также предполагает увеличение экономической мощи ТНК и укрепления их позиций, но представляется, произойдет не агрессивный захват политического влияния, а проходящее на мирных началах кооперативное сотрудничество с государственными властями, межправительственными организациями и тд. Возникнут новые механизмы управления глобальными экономическими процессами. Примером такого сотрудничества на современном этапе может служить «Кимберлийский процесс по пресечению международной торговли «кровавыми» алмазами, происходящими из зон локальных конфликтов, приведший к принятию в 2002 г. Интерлакенской декларации о системе сертификации необработанных алмазов. На сегодняшний день все участники алмазной отрасли обязаны соблюдать указанную декларацию»[8].
«В результате государства сохранят свою независимость и роль, играемую на мировой арене. Возможно создание определенных коалиций, в состав которых войдут и страны, и транснациональные корпорации, и межправительственные организации. В ведении таких коалиций будут вопросы основных сфер жизни общества: экономика, политика, экология.
К примеру, общая заинтересованность всех участников в избегании искусственного завышения социальных и экологических стандартов, которое продвигается усилиями развитых стран и гуманитарных неправительственных организаций. В любом случае государства сохранят свои ключевые полномочия в области регулирования экономических процессов»[8].
Наконец, третьим вариантом развития событий в мире может стать объединение национальных государств с представителями гражданского общества и создание ограничений для деятельности транснациональных корпораций, а также принудительное их приобщение к принятым нормам корпоративной социальной ответственности. В этом случае возможно существенное увеличение государственных ТНК, а экономическая мощь частых ТНК пойдет на спад.
Итак, при любом варианте развития событий перед мировой политикой возникает одна и та же задача - найти наиболее оптимальные способы включения ТНК в управление глобальными экономическими процессами. На настоящем этапе наиболее вероятным и благоприятным видится второй вариант будущего ТНК, позволяющий избежать и чрезмерной экспансии ТНК, и подчинения крупнейших компаний интересам глав отдельных государств.
Главной же проблемой ТНК на международном кредитном рынке является неспособность последнего обеспечить необходимое межгосударственное регулирование операций с евродолларами как результат отсутствия инструментов по контролю за сделками с евробанками корпораций. В перспективе совершенствования деятельности ТНК видится необходимым начать с решения этой проблемы.