Введение
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ
Приволжский филиал
Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин
ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ
В ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
для студентов очной формы обучения
факультета непрерывного образования
по подготовке специалистов для судебной системы
Направление подготовки 030900.62 – «Юриспруденция»
квалификация – «бакалавр»
(на базе СПО)
Нижний Новгород
Авторы:
Самсонов Валерий Михайлович, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Приволжского филиала ФГБОУВПО «РАП».
Королев Владимир Тимофеевич, профессор, кандидат технических наук, профессор кафедры информационного права, информатики и математики ФГБОУВПО «РАП»..
Ловцов Дмитрий Анатольевич, профессор, доктор технических наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заведующий кафедрой информационного права, информатики и математики ФГБОУВПО «РАП»..
Радионов ВладимирВасильевич, доцент, кандидат технических наук, доцент кафедры информационного права, информатики и математики ФГБОУВПО «РАП»..
Рецензенты:
Шаров Виктор Иванович, д.ю.н., профессор, начальник кафедры математики, информатики и информационных технологий Нижегородской Академии МВД России.
Бобрынин Николай Борисович, доцент, кандидат технических наук, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ФГБОУВПО «РАП».
Одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Приволжского филиала ФГБОУВПО «РАП». «25» октября 2012 г., протокол № 3.
Утверждён Учебно-методическим советом Приволжского филиала ФГБОУВПО «РАП» «25» октября 2012 г., протокол № 3.
© ПФ ФГБОУВПО «РАП», 2012
© Самсонов В.М., Королев В. Т., Ловцов Д. А., Радионов В. В., 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 4 Объём дисциплины и виды учебной работы.. 7 Тематический план. 8 Программа. 9 Планы практических занятий.. 11 Методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации самостоятельной работы студентов под контролем преподавателя. 21 Примеры контрольных заданий.. 24 Литература. 32 Вопросы для подготовки к экзамену. 35 |
В 2000 г. лидерами стран G8 – большой «восьмёрки» (Великобритания, Германия, Италия, Канада, Россия, США, Франция, Япония) принята «Окинавская Хартия глобального информационного общества» (г. Окинава, Япония, 22 июля 2000 г.). В ней отмечается наступление постиндустриального – информационного общества и формулируются цели, задачи и способы совместного согласованного внедрения и использования информационных технологий во всех сферах общественно-производственной деятельности государств-участников.
Под информационными технологиями(ИТ) понимаются упорядоченные совокупности (ансамбли) формализованных методов переработки, изменения состояния, свойств и качественной формы проявления информации, а также методов тиражирования, распространения, хранения и использования информации, осуществляемых в процессе целенаправленной общественно-производственной деятельности.
Эффективность применения ИТ определяется:
¨ формально-логической корректностью применяемых формализованных методов,
¨ содержательностью и защищённостью перерабатываемой и используемой информации,
¨ учётом специфики области применения.
В правовую сферу ИТ активно внедряются, начиная с 2000 г., как в частном порядке (инициативно), так и комплексно – в составе:
¨ государственных автоматизированных систем (например, ГАС РФ «Правосудие», ГАС РФ «Выборы», ЕАИКС – Единая автоматизированная информационно-коммуникационная система арбитражных судов РФ, ГАС РФ «Управление»),
¨ ресурсов («Архив ФИПС» Роспатента),
¨ информационных систем общего назначения(«Электронное Правительство») и специального («АСБР-Москва» Банка России),
¨ различных глобальных телематических сетей (типа сети «Интернет»).
Учебная дисциплина «Информационные технологии в юридической деятельности» – это базовая (обязательная) дисциплина учебного цикла Б.2 – «Информационно-правовой цикл» в основной образовательной программе ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 – «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр»).
Предлагаемый учебный курс «Информационные технологии в юридической деятельности» с учётом требований ФГОС ВПО включает обязательное изучение следующих 4-х зачётных дидактических единиц:
¨ базовые основы информационных технологий;
¨ разработка и представление юридических документов;
¨ информационные технологии обработки числовых данных;
¨ информационные технологии сбора и обработки правовой информации.
Актуальность изучения данных дидактических единиц определяется необходимостью разработки теоретических основ и практических рекомендаций по решению значительной научной и важной правовой проблемы – обеспечения высокой эффективности применения ИТ в юридической деятельности и уменьшения трудоёмкости их создания и внедрения.
Целью учебного курса является формирование и развитие у будущих бакалавров юриспруденции теоретических знаний и практических навыков рациональной организации информационно-аналитической деятельности на основе изучения базовых элементов и компонентов современных информационных технологий как упорядоченных совокупностей формализованных методов и средств переработки (поиска, сбора, хранения, систематизации, логической обработки, передачи и др.) правовой информации, а также основных способов и средств применения современных ИТ в правовой профессиональной и научно-исследовательской деятельности.
В результате изучения дисциплины каждый студент должен:
ЗНАТЬ:
· основные закономерности создания и функционирования информационных процессов в правовой сфере;
· методы и средства поиска, систематизации и логической обработки правовой информации;
· основы государственной политики в области информационных технологий.
УМЕТЬ:
· применять современные информационные технологии для поиска и логической обработки правовой информации, оформления юридических документов и проведения статистического анализа информации.
ВЛАДЕТЬ:
· навыками сбора и логической обработки информации, имеющей значение для реализации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности.
Данный курс «Информационные технологии в юридической деятельности» базируется на знаниях студентов, полученных ими при изучении общеобразовательных учебных дисциплин «Информатика», «Математика». В свою очередь он обеспечивает изучение в вузе таких дисциплин, как:
¨ «Страховое право» (в частности, раздел «Моделирование стохастических информационных процессов» является базовым для количественной оценки различных рисков и случайности событий);
¨ «Право социального обеспечения» (тема «Технология представления и логической обработки числовой информации» – для расчёта величины пенсии);
¨ «Информационное право» (тема «Информационно-криптографические технологии» – для оценки соответствия электронной цифровой подписи электронному документу);
¨ «Правовая информатика» (тема «Технология представления и логической обработки информации произвольной формы»– для анализа правовой информации, содержащейся в комплектах юридических документов);
¨ «Судебная статистика» (раздел «Моделирование стохастических информационных процессов» – для статистического анализа судебной информации, содержащейся в учётных карточках на подсудимых),
¨ «Криминалистика», «Экологическое право», «Земельное право», «Финансовое право», «Налоговое право» (отдельные учебные вопросы) и др.
Компетентностный подход при изучении данной учебной дисциплины предполагает формирование у обучаемых следующих общекультурных компетенций (ОК):
· владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);
· способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);
· способность соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);
· способность к обобщению, анализу, восприятию информации (ОК-3).
Изучается курс на практических занятиях (ПЗ) и в ходе самостоятельной работы (СР) под контролем преподавателя (путём самостоятельного выполнения контрольных заданий по каждой изучаемой теме), включающей научно-исследовательскую работу студентов (НИРС). На ПЗ сообщается краткий объём тех сведений, которые студенты должны ЗНАТЬ. На СР и НИРС студенты получают полный объём сведений, которые они должны ЗНАТЬ Задача целевой установки УМЕТЬ решается в ходе ПЗ, самостоятельной работы, НИРС. Сведения, которые студентам нужны для того, чтобы ВЛАДЕТЬ навыками, они получают на всех занятиях.
По окончании изучения двух первых разделов учебной программы студенты выполняют первое персональное зачётное контрольное задание (ЗКЗ), по окончании изучения двух последних разделов учебной программы студенты выполняют второе ЗКЗ, ипосле изучения всего курса – сдают экзамен.
Для реализации компетентностного подхода в предлагаемом учебном курсе предусмотрено проведение ряда учебных занятий в игровой форме (типа «деловая игра-совещание по разбору конкретных ситуаций») и в форме индивидуальных и групповых компьютерных симуляций (моделирования).
Общенаучной методологической основой (принципы, структуры, методы, средства) учебной дисциплины является формальная логика (включая некоторые традиционные разделы математики, аппарат которых используется лишь для формально-логического описания информационных процессов), а также специализированные комплексы информационно-правовых знаний.
Учебно-материальное обеспечение курса представляет собой классы персональных компьютеров (из расчёта: 1 рабочее место для одного студента и не более 18 обучаемых в одном классе) с установленным на них необходимым программным обеспечением, включающим специализированные компьютерные базы данных – пакет приложений MS Office,справочные правовые системы (СПС) «КонсультантПлюс», «Кодекс», «Гарант», а также средства доступа к глобальной компьютерной сети «Интернет».