I. ФОРМЫ КОММУНИКАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
Схема наблюдения №2. Наблюдение за особенностями коммуникативной деятельности учителя и учащихся на уроке
Схема наблюдение №1. Наблюдение за взаимодействием учителя и учащихся на уроке
УЧИТЕЛЬ | ||||
РЕАКЦИЯ НА ДЕЙСТВИЯ ШКОЛЬНИКА | 1. | Принятие и анализ отношения ученика к занятию, уроку. Выявляется отношение (позитивное или негативное) учащегося (учащихся) к уроку (занятию), настроение на уроке. Мягкая (принимающая) или жестокая (отвергающая) манера восприятия этого отношения, настроения, анализ его причин, напоминание о нём (положительное или отрицательное), прогнозирование его («Что-то вы слишком развеселились, как бы плакать не пришлось».Ты не хочешь это делать потому, что у тебя это не получается»). | ||
2. | Похвала, ободрение или порицание ответа школьника, его поведения(не смешивать с оценкой!) – одобрительное покачивание головой, слова «Так…», «Продолжай», «Правильно» или противоположные действия и слова. | |||
3. | Шутки, использование юмора. Доброжелательный, поддерживающий, снимающий напряжение или, оскорбительный, унижающий характер. Обращена к одному учащемуся или ко всем детям и каким образом (поддерживает всех, одного за счёт остальных, унижает одного, призывая остальных посмеяться над ним и др.). | |||
4. | Принятие, отвержение или использование ответов, высказываний ученика. Педагог выявляет, развивает или отвергает, показывает неправильность идей, мыслей, представлений школьника. Позитивная, нейтральная или негативная форма («Ты несёшь чушь! Откуда ты это взял!»; «Совершенно верно. А вы обратили внимание, что здесь…»). Педагог высказывается сам или обращается к классу («Кто может исправить, дополнить»). Эта категория используется, когда речь идёт о дополнении, но как только учитель переходит к собственному, изложению материала, используется категория «рассказ учителя». | |||
5. | Оценка ответа, работы школьника. Балльная, в виде высказывания, объяснения, почему поставлен тот или иной балл, содержательное или общее («Четыре. Надо было привести собственные примеры, а ты повторил те, которые давала я». «Три. Мало стараешься») указание на прошлые заслуги и недостатки ученика, отсутствие объяснений («Садись. Три – Почему? – Ещё я буду на уроке время тратить на объяснения.» «Четыре. Значит, можешь говорить. Почему всегда мямлишь?»). | |||
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ | 6. | Вопросы учителя. Характер вопроса, обращённость, форма. | ||
7. | Рассказ учителя. Приведение фактов, их обоснование, цитирование источников, конкретность или абстрактность изложения и т. д. | |||
8. | Распоряжения, указания, приказы. Форма. | |||
9. | Критика, замечания, подтверждение собственных полномочий. Доброжелательное, нейтральное, жёсткое высказывание, окрик или крик с целью изменить поведение ученика, объяснение, почему учитель этого требует, полная авторитарность. | |||
10. | Пауза, молчание. Цель, продолжительность, результативность | |||
УЧЕНИК | ||||
ДЕЙСТВИЯ, ПОБУЖДАЕМЫЕ УИТЕЛЕМ | 11. | Ответ на вопрос учителя. Форма. Полнота. Свобода выражения собственных взглядов, идей. | ||
12. | Реакция на шутки учителя. | |||
13. | Реакция на похвалу и порицание со стороны учителя. | |||
14. | Реакция на замечания учителя. | |||
15. | Реакция на оценку. | |||
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ | 16. | Разговор с учителем по собственной инициативе. Форма, тематика, связь с выполняемым заданием, материалом урока. Выражение несогласия, оспаривание точки зрения педагога, дискуссионность и т. п. | ||
17. | Вопросы, задаваемые учителю. Характер. Содержание. Манера. Связь с материалом. | |||
18. | Дискуссия между учениками, проходящая как бы без участия учителя и по его инициативе. Форма, манера обращения детей друг к другу. | |||
19. | Форма выражения своего отношения к уроку и учителю. | |||
КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ
Класс________________ | Предмет ____________________________ | Учитель ___________________________ |
Дата _________________ | Тема урока__________________________ |
Цель посещения - …
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1. Формы коммуникативного воздействия | 1 2 3 4а 4б 4в 4г 5 6 7 8 9 10 11 | 1 2 3 4 5 6 7 |
2. Соотношение речи | 1 2 3 4 5 6 7 | |
3. Методы учебной работы, направленные на развитие ребенка | 1 2 3 4 5 6 7а 7б 7в 7г 8 | |
4. Формирование навыков учебной деятельности | 1 2 3 4 5 6 7 | 1 2 3 4 5 6 7 |
5. Характер контроля и оценка знаний | 1а 1б 1в 1г 1д 2 3 4 5 |
Действия учителя
Принимает отношение, тон и выражение эмоций ученика и разъясняет свое отношение в неугрожающей манере.
Поощряет инициативу ученика, развивает его идеи, предложения.
Побуждает учащихся к деятельности.
Обращения к учащемуся только:
а) по имени,
б) по фамилии,
в) смешанное,
г) индивидуальные исключения.
Объяснение, развитие собственных идей.
Команды, указания, которые должен выполнить ученик.
Одобряет действие или поведение ученика.
Дисциплинарные замечания.
Критические замечания директивного характера в раздраженном, повышенном тоне.
Апелляция к авторитету учителя.
Шутка с целью снятия напряжения, разрешить конфликтную ситуацию.
Действия учащихся
Свободное обращение к учителю.
Свободно выражают собственное мнение, идеи, предложения.
Ответ только на обращение учителя (свобода высказывания собственных идей ограничена).
Ответ учащихся по собственной инициативе.
Учащиеся работают самостоятельно с книгой по указанию учителя.
Заинтересованность содержанием урока.
Безразличие, скука.