Дешифратор или контрольная перфокарта учителя
Вопросы и понятия (ответы) для альтернативно-множительной проверки
Вопросы | Понятия |
1. Что выделяется при дыхании? | А - древесина |
2. Что выделяется при фотосинтезе? | Б - дыхание |
3. По каким тканям передвигаются минеральные вещества? | В - испарение |
4. По каким тканям передвигаются органические вещества? | Г - камбий |
5. Через какие органы происходит испарение? | Д - кислород |
6. Какие известны видоизмененные стебли? | Е - клубень |
7. Что является центральной тканью побега? | Ж - кора |
8. В какой ткани делятся клетки? | З - корневище |
9. В какой орган картофеля употребляют в пищу? | И - луб |
10. Какой орган хрена употребляют в пищу? | К - луковица |
Л - пробка | |
М - сердцевина | |
Н - углекислый газ | |
О - фотосинтез | |
П - чечевичка |
Итого: 15 понятий
4) Ученик, приложив рамку к чистому листу бумаги, карандашом или ручкой обводит ее контуры и получает перфокарту, на ней слева по вертикали пишут цифры 1-10 сверху вниз, по горизонтали же сверху слева направо - буквы от "а" до "и" (по количеству терминов, их здесь 15). Затем, отвечая на вопросы в местах пересечения соответствующих цифр и букв, ставят крестик (табл. 26).
После ответов на вопросы учитель кладет собранные перфокарты учеников в стопу, сверху которой накладывает свой дешифратор (та же перфокарта, но с готовыми правильными ответами-крестиками в местах пересечения линий вопросов и ответов) и прокалывает в местах крестиков дешифратора шилом или иглой, после чего по проколам подсчитывает сам, или это проделывают его помощники-ассистенты, или подсчитывают сами учащиеся и сами себя оценивают и выставляют свои оценки в настенную ведомость. Последний вариант тестированной самопроверки и самооценки является наиболее характерным в работе учителей-новаторов, строящих свою работу и взаимоотношения с учащимися на основе партнерства и педагогики содружества (сотрудничества). Переоценить этот
методико-психологический прием при проведении проверки и оценки знаний невозможно. Оказанное учителем доверие для. самопроверки и тем более самооценки учащимся своих знаний является эффективным приемом мотивации, интенсификации и оптимизации всего учебно-воспитательного процесса. Оказанное учителем доверие учащимся воспитывает у них прежде всего честность, чувство ответственности, самостоятельности, самокритичности.
Таблица 26
а | б | в | г | д | е | ж | з | и | к | л | м | н | о | п | ||
х | ||||||||||||||||
х | ||||||||||||||||
х | ||||||||||||||||
х | 5 см | |||||||||||||||
х | х | х | ||||||||||||||
х | ||||||||||||||||
х | ||||||||||||||||
х | ||||||||||||||||
х |
г) Задания по установлению соответствия между элементами двух или трех множеств.
Свою специфику имеет тестовая программированная проверка по распознаванию элементов целостной структуры. Такая проверка осуществляется по рисункам, графикам, схемам, фотоснимкам, картинам, специально изготовленным таблицам с четким изображением изучаемого объекта (множества, целостной системы, структуры). В качестве изучаемых объектов могут быть использованы организмы простейших, животные и растительные клетки и т.д. С левой стороны рисунка, например, клетки, на узкой загнутой полоске бумаги выписывается список наименований множества элементов клетки (таблица 27).
Таблица 27
1. Цитоплазма | ||
2. Клеточная мембрана | ||
3. Ядерная оболочка | ||
4. Ядро | ||
5. Ядрышко | ||
6. Митохондрии | ||
7. Лизосомы | ||
8. Центросомы | ||
9. Аппарат Гольджи | ||
10. Эндоплазматическая сеть | ||
11. Пиноцитозный пузырек | ||
12. Рибосомы |
Учащимся на схематическом рисунке клетки, где указанные структуры и органоиды обозначены пустыми кружочками, необходимо найти расположение того или иного органоида и сделать обозначение против соответствующей ему стрелки и кружочка. Такие рисунки лучше выполнять на плотной ватманской бумаге и там, где надо вписать цифру - номер элемента (органоида) клетки (или другой структуры), который соответствует номеру в прилагаемом списке органоидов, сделать отверстие. Тесты-рисунки с заданиями можно проецировать на экран диапроектором или кодоскопом. В процессе выполнения задания учащиеся под рисунком с отверстиями для обозначения органоидов клетки и надписи класса, фамилии и имени подкладывают лист чистой бумаги. Через отверстия записывают свой класс, фамилию и номера ответов. Вариантность работы выражается в различных цифровых обозначениях отдельных элементов рисунка-схемы или же обозначения цифр различными цветами, выполнять работу целесообразно в строго определенной последовательности. Учитель зачитывает текст работы, в который входит весь набор-тест контролируемых элементов (в данном варианте органоидов) рисунка-схемы клетки, изображенного на экране. Учащиеся на рисунке в своей карточке находят соответствующий органоид и на листочке записывают только ту цифру, которой в их варианте обозначен данный органоид. В итоге получается определенный цифровой ответ (код), который учитель легко и быстро может проверить при помощи своего ключа-дешифратора - правильного набора цифр по каждому варианту тестирования. В данном варианте программированной
тестированной проверки знаний о строении клетки можно выдержать такую последовательность и вариативность: цитоплазма - 1 (12), клеточная мембрана - 2 (11), ядерная оболочка - 3 (10), ядро - 4 (9), ядрышко - 5 (8), митохондрии - б (7), лизосомы - 7 (6), центросомы -8 (5), аппарат Гольджи - 9 (4), Эндоплазматическая сеть - 10 (3), пиноцитозный пузырек - 11 (2), рибосомы - 12 (1). Полученные цифры и будут кодовым ответом, который может быть проверен дешифратором учителя: 112-211-310-49-58-67-76-85-94-103-112-121.
Если дешифратор не совпадает с предложенным учащимся цифровым обозначением, значит им допущена ошибка, которую следует тут же исправить. Сделать это нетрудно. Усложняя этот вариант тестовой программированной проверки, можно составить и тесты по проверке знаний элементов (структуры) объектов через функции его отдельных элементов. Так, при тестировании знаний о функциях и структуре клетки целесообразно отобрать следующие наиболее принципиальные вопросы:
- Главные структуры клетки, влияющие на механизм ее деления.
- Часть клетки, в которой размещаются все ее компоненты.
- Органоид, в котором формируются рибосомы.
- "Энергетические", или силовые станции (пункты) клетки.
- Элемент, принимающий непосредственное и активное участие в синтезе жиров, белков, углеводов, а так же принимает участие в транспортировке и накоплении различных веществ в клетке.
- Органоид клетки, в котором происходит расщепление пищевых веществ, поступающих в клетку.
- Структурный элемент, отделяющий ядро от цитоплазмы.
Задания по системно расположенному материалу.
Задания в виде тестов, составленных учителем по целой теме только что изученной (закрепление нового материала) или давно пройденной теме, темам, разделу (повторение). В тесте преднамеренно пропущены наиболее важные слова, имеющие смысловое значение. Рядом с тестом вопросов в количестве 10 и более с правой его стороны также в виде столбца дается в 1,5-3 раза большее количество терминов (понятий) - ответов. Из них учащийся в процессе выполнения задания должен отобрать и вписать в пропущенные места теста только подходящие по смыслу ответа. Учащиеся, получив от учителя отпечатанные на машинке или размноженные с помощью
ротапринта (или ксерокса), наконец, за неимением множительной техники, написанные от руки тесты со словами-ответами, внимательно читают и выбирают нужное слово. Вопросы теста и номера ответов пронумерованы. После выполнения задания учащиеся сдают учителю перфокарту в виде узкой полоски бумаги с двумя горизонтальными строками и 15-20 графами по вертикали. В верхнем раду (строке) указаны номера вопросов теста, в нижнем - слов-ответов, С целью самооценки учащийся заполняет перфокарты в двух экземплярах: один - учителю, второй - себе. Учитель на доске пишет дешифратор - правильные ответы, а также коэффициент оценки. Учащиеся проверяют работу сами, определяют оценку, ставят ее на обратной стороне перфокарты и сдают учителю (см. таблицу 28). Обычно при 10 вопросах при двух ошибках оценка "4", при трех-четырех - оценка "3", более четырех - "2".
Таблица 28