Клеточные организмы. Прокариоты. Эукариоты.

Неклеточные формы жизни. Вирусы.

Раздел 1. Вирусы. Бактерии. Грибы. Лишайники. Растения.

ПРОГРАММА КУРСА

Введение

Биология – наука, включающая знания о многообразии растительного и животного мира, о его эволюционном развитии во взаимосвязи с изменяющимися условиями жизни. Биологическая наука в последние годы достигла больших успехов в изучении природы. Сделаны крупные открытия в области изучения строения клетки, исследованы многие процессы, протекающие в ее органоидах, достигнуты определенные результаты в изучении состава и строения нуклеиновых кислот, детально исследованы сложные процессы обмена веществ и энергии в клетке, получено много новых данных о генетическом кодировании, отношениях организмов, закономерностях адаптации организмов и их сообществ к условиям окружающей среды, об устойчивости экосистем и биосферы в целом.

Классические научные представления о живой природе, а также результаты современных исследований в области биологии отражены в предлагаемой абитуриенту программе.

Программа составлена на основе курса биологии средней школы. Она разработана с учетом действующего сборника программ по биологии для образовательных учебных заведений, реализующий проект стандарта биологического образования.

На экзамене по географии, поступающий в высшее учебное заведение должен в областибиологии:

Знать:

- главнейшие понятия, закономерности и законы, касающиеся строения, жизни и развития растительного, животного и человеческого организмов;

- закономерности и законы развития живой природы;

- строение и жизнь растений, животных и человека;

- основные группы растений и классификации животных.

 

Уметь:

- обосновывать выводы;

- оперировать понятиями при объяснении явлений природы с приведением примеров из практики сельскохозяйственного и промышленного производства, здравоохранения и т.д.

Этим умениям придается особое значение, т.к. они будет свидетельствовать об осмыслении знаний, о понимании излагаемого материала экзаменующимися.

 

 


Бактерии. Архебактерии, собственно бактерии и цианобактерии. Отличие цианобактерий – сине-зеленых водорослей от собственно бактерий. Состав клеточных оболочек, запасные вещества и пигменты, участвующие в фотосинтезе сине-зеленых водорослей.

Грибы. Особенность строения грибной клетки, признаки сходства и различия с растительной и живой клеткой. Способ питания. Шляпочные грибы: многообразие строения, размножения, значения грибов в жизни природы и человека.

Лишайники – комплексные организмы гриба и водоросли. Форма талломов: накипные, листовые и кустарниковые. Питание. Способ размножения. Роль лишайников в природе и хозяйстве.

Растения. Низшие растения – водоросли. Особенности строения клетки, типы талломов, способы питания и размножения. Экология водорослей в природе и жизни человека. Высшие растения. Общая характеристика. Систематика: высшие споровые (архегониальные) – мохообразные, хвощевидные, плауновидные и папоротниковидные, семенные - голосеменные и покрытосеменные (цветковые). Цикл развития высших споровых – бесполое поколение (спорофит) и половое (гаметофит или заросток). У мхов преобладает гаметофит, у папоротников, хвощей и плаунов - спорофит. На примере кукушкина льна и сфагнума – значение мхов в природе сельском хозяйстве и производстве. Чередование бесполого и полового поколения у плаунов, хвощей и папоротников. Экология высших споровых. Голосеменные. Расцвет голосеменных. Особенность голосеменных растений и отличие их от высших споровых. Строение и размножение на примере сосны. Экология голосеменных. Покрытосеменные (цветковые). Приспособленность покрытосеменных к различным условиям жизни на Земле и господство в современной флоре. Экология покрытосеменных. Растение – целостный организм. Вегетативные органы (корень, стебель, лист). Корень, его развитие, виды корней типы корневых систем. Видоизменения корня. Зоны корня. Поглощение корнями воды и минеральных веществ. Стебель. Понятие о побеге. Почки листовые и цветочные. Рост стебля в длину и толщину. Внутреннее строение древесного стебля в связи с его функциями (кора, камбий, древесина, сердцевина). Передвижение минеральных и органических веществ по стеблю. Видоизмененные побеги: корневище, клубень, луковица, их биологическое и хозяйственное значение. Лист. Внешнее строение листа. Жилкование. Листья простые и сложные. Листорасположение. Особенности внутреннего строения листа в связи с его функциями. Листопад. Значение листьев в жизни растений. Роль зеленых растений в природе и жизни человека.

Репродуктивные органы (цветок, плод и семя). Строение цветка: цветоножка, цветоложе, околоцветник (чашечка и венчик), тычинки и пестика(и). Формула цветка. Строение тычинки и пестика. Цветки однополые и двуполые. Соцветия и их биологическое значение. Опыление: перекрестное (насекомыми, ветром), самоопыление, искусственное. Оплодотворение. Биологическое значение двойного оплодотворения. Образование семян и плодов. Значение цветков, плодов, семян в природе и жизни человека. Плод. Многосемянные и односемянные, сухие и сочные соплодия. Строение семян однодольных на примере злаков и двудольных на примере бобовых. Состав семян. Условия прорастания и дыхания семян. Питание, прорастание семян и рост проростков.

Систематика цветковых растений. Многообразие дикорастущих и цветковых растений и их классификация. Элементарные понятия о систематических (таксономических) категориях – вид, род, семейство, класс.

Класс двудольных растений. Семейство розоцветные, крестоцветные. Общая характеристика и особенности культурные и дикорастущие и их значение. Охрана редких видов.

Класс однодольных растений. Семейство Злаков. Отличительные признаки. Типичные культурные и дикорастущие растения и их значение.