Структура и функции ДНК и РНК. Строение генов и регуляция экспрессии генов про- и эукариот. Этапы биосинтеза белка.
Практическое занятие №7
Учебный модуль 2. основы общей и медицинской генетики
Практическое занятие №6
Задание для самостоятельной работы студентов.
Решение задач
Синкарион яйцеклетки аскариды
Яйцеклетка крольчихи
Сперматозоиды млекопитающего
Практическая работа
Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя.
Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.
7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.
Преподаватель знакомит студентов с планом и методикой проведения практической работы.
Рассмотрите при малом, а затем большом увеличении микроскопа сперматозоид млекопитающего (быка).
Изучите при малом и большом увеличении микроскопа яйцеклетку млекопитающего (срез яичника крольчихи). В демонстрационном препарате обратите внимание на зоны развития половых клеток в срезе яичника.
При малом увеличении микроскопа найдите срез матки аскариды, заполненной фолликулами с яйцеклетками. Рассмотрите препарат при большом увеличении. Цитоплазма в яйцеклетках сжимается и отслаивается от толстой оболочки, на внутренней стороне которой можно увидеть первое редукционное тельце, расплывшееся в виде черточки. Иногда можно встретить и второе редукционное тельце, расположенное в виде точки на поверхности цитоплазмы.
Вращая микровинт, рассмотрите внутри цитоплазмы два сблизившихся ядра пронуклеуса, одно из которых - ядро яйцеклетки с гаплоидным набором хромосом, другое - ядро сперматозоида, тоже с гаплоидным набором. Вслед за сближением пронуклеусов происходит их слияние, образуется новое ядро уже с диплоидным набором отцовских и материнских хромосом (синкарион), и образовавшаяся зигота начинает делиться.
см. Сборник задач по биологии и медицинской генетике, 2004.
Раздел 2. Цитогенетика
Стр. 12-14, Задачи №№ 1, 5, 8, 9, 11, 13.
Просмотр видеофильма «Гаметогенез» - 20 мин.
см. Сборник задач по биологии и медицинской генетике, 2004.
Раздел 2. Цитогенетика
Задачи №№ 2-7, 10, 18.
(Итоговый контроль по освоению учебного модуля 1. Биология клетки.
см. вопросы для подготовки к практическим занятиям №№1-5
1. Тема:
2. Учебные цели:
Знать:
- химический состав и особенности организации нуклеиновых кислот;
- различия между ДНК и РНК;
- основные функции ДНК;
- основные функции РНК;
- особенности организации генов у про- и эукариот;
- свойства генетического кода;
- основные закономерности биосинтеза белка и особенности
транскрипции и трансляции у про- и эукариот;
- регуляцию экспрессии генов на примере прокариот.
Уметь:
- определять последовательность аминокислот в белке по таблице
генетического кода;
Владеть:
- методикой решения задач с использованием генетического кода
3. Вопросы для самоподготовки к освоению данной темы:
1. Строение нуклеиновых кислот.
2. Химический состав и строение ДНК (I, II и III структура). Пространственная модель ДНК Уотсона-Крика.
3. Отличия ДНК от РНК.
4. Генетический код - способ хранения наследственной информации.
5. Свойства генетического кода.
6. Структура и функции разных видов РНК (рибосомная - рРНК, транспортная - тРНК, информационная - иРНК).
7. Строение генов прокариот.
8. Строение генов эукариот. Экзон-интронная организация генов эукариот.
9. Классификация генов: структурные и функциональные (регуляторы и модификаторы: индукторы, супрессоры).
10. Центральная догма молекулярной биологии. Основные этапы биосинтеза белка.
11. Экспрессия генов прокариот. Транскрипция (инициация, элонгация, терминация).
12. Особенности и основные отличия экспрессии генов прокариот и эукариот. Этапы созревания (процессинг) иРНК: 1- сплайсинг, 2 - модификация).
13. Трансляция (инициация, элонгация, терминация).
14. Посттрансляционная модификация белка.
15. Понятие о дифференциальной экспрессии генов. Активные и репрессированные гены.
16. Особенности биосинтеза белка в прокариотических и эукариотических клетках.
4. Вид занятия: практическое.
5. Продолжительность занятия – 3 часа (135 мин.).
6. Оснащение.Таблицы: №49 «Генетический код», №50 «Биохимический код наследственности» №51 «Биосинтез белка», №52 «Белки», №53 «Регуляция синтеза белка (оперон)», №54 «Передача генетической информации», №55 «Строение ДНК», №56 «Передача генетической информации с ДНК НА РНК», №57 «Редупликация молекулы ДНК, синтез и-РНК», №58 «Перенос генетической информации в биологических системах», №59 «Репарация ДНК», №60 «Схема строения оперона у эукариот», №61 «Схема регуляции транскрипции структурных генов прокариотической клетки по типу индукции (оперон), по типу репрессии. Схема регуляции транскрипции у эукариот»; микроскопы; постоянный микропрепарат.
7. Содержания занятия:
7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений.