Мейоз как процесс образования гаплоидных клеток (гамет). Биологическое значение мейоза. Размножение организмов как механизм, обеспечивающий смену поколений. Гаметогенез.
Практическое занятие №5
Амитоз (прямое деление) в клетках печени мыши
Митоз (непрямое деление) в клетках корешка лука
Практическая работа
Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя.
При малом увеличении микроскопа найти зону размножения кончика лука, поставить в центр поля зрения участок с хорошо заметными активно делящимися клетками. Затем настроить препарат на большое увеличение. Осторожно передвигая препарат, рассмотреть различные стадии митоза и сравнить с неделящимися – интерфазными клетками.
Стадии митоза:
Профаза – в кариоплазме наблюдается клубок, составленный из тонких нитей (хромосом);
Метафаза – хромосомы лежат в экваториальной плоскости, образуя материнскую звезду;
Анафаза – в клетке видны две звезды, так как сестринские хромосомы перемещаются к полюсам. Хромосомы имеют вид шпильки: центромеры направлены к полюсам, а плечи расходятся под углом друг к другу.
Телофаза – у противоположных полюсов клетки видны рыхлые клубки из частично деспирализованных хромосом. В центре клеток начинает формироваться перегородка, которая постепенно делит материнскую клетку на две дочерние.
Рассмотреть клетки печени мыши при большом увеличении микроскопа. На препарате клетки имеют многогранную форму. В неделящихся клетках ядро округлое с ядрышком. В делящихся клетках, приступивших к делению, ядро вытягивается, становится овальным, в центре его появляется перетяжка. К концу деления ядро полностью разделяется на два. Но деление клетки несколько задерживается, и на препарате видны клетки, содержащие по 2 рядом лежащих ядра. Затем ядра отходят друг от друга, и клетки делятся пополам.
1. Тема:
2. Учебные цели:
Знать:
- основные закономерности и биологическое значение мейоза;
- механизм кроссинговера;
- способы размножения организмов;
- биологическое значение полового размножения;
- особенности сперматогенеза и овогенеза;
- менструальный цикл;
- строение половых клеток млекопитающих.
Уметь:
- анализировать закономерности преобразования и формулу хромосом в разные периоды мейоза;
- решать типовые и ситуационные задачи.
Владеть:
- техникой микроскопирования при малом и большом увеличениях микроскопа;
- методикой решения цитологических задач.
3. Вопросы для самоподготовки к освоению данной темы:
1. Мейоз. Особенности интерфазы, предшествующей мейозу.
2. Редукционное деление мейоза. Стадии: профаза I (лептотена, зиготена, пахитена, диплотена, диакинез), метафаза I, анафаза I, телофаза I.
3. Интеркинез.
4. Эквационное деление.
5. Отличие мейоза I от мейоза II.
6. Отличие мейоза от митоза.
7. Биологическое значение мейоза.
8. Способы размножения организмов.
9. Отличие полового размножения от бесполого.
10. Основные формы бесполого размножения: деление на два (митоз), множественное деление (шизогония), почкование, фрагментация, спорообразование, вегетативное размножение, полиэмбриония).
11. Основные формы полового размножения у одноклеточных организмов (конъюгация, копуляция) и у многоклеточных организмов (без оплодотворения (партеногенез) и с оплодотворением).
12. Биологическое значение полового размножения.
13. Сперматогенез.
14. Овогенез. Понятие о менструальном цикле.
15. Морфология половых клеток (сперматозоиды, яйцеклетки).
16. Этапы оплодотворения.
___________________________________________________________________
4. Вид занятия: практическое.
5. Продолжительность занятия – 3 часа.
6. Оснащение.Таблицы: №23 «Схема мейоза»; №24 «Гаметогенез», №25 «Мейоз. Сперматогенез. Овогенез» №26 «Сперматогенез у морской свинки», №27 «Половые клетки (муж.)», №28 «Строение яйцеклетки», №29 «Типы яйцевых клеток», №30 «Различие геномов у прокариот и эукариот», №31 «Цитологический мейоз», микроскопы, постоянные микропрепараты, фотографии.
7. Содержания занятия:
7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений.