Плазмолиз и деплазмолиз в клетках листах элодеи

Содержание практической работы.

Строение клетки листа элодеи

Практическая работа

Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя.

Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

Структура цитоплазматических мембран. Транспортная функция мембран.

Практическое занятие №2

 

1. Тема:

2. Учебные цели:

Знать:

- строение универсальной биологической мембраны

- закономерности пассивного транспорта веществ через мембраны

- закономерности активного транспорта веществ через мембраны

- особенности экзоцитоза и эндоцитоза

Уметь:

- готовить временные микропрепараты

- проводить микроскопический анализ

Владеть:

- техникой микроскопирования при малом и большом увеличениях светового микроскопа

3. Вопросы для самоподготовки к освоению данной темы:

 

1. Строение эукариотической клетки.

2. История развития представлений о строении клеточной мембраны.

3. Молекулярная организация биологической мембраны (модели Даниели и Даусона, Ленарда (мозаичная)).

4. Современная жидкостно-мозаичная модель строения биологической мембраны Сингера-Николсона.

5. Химический состав плазматической мембраны.

6. Функции мембраны.

7. Пассивный транспорт веществ через мембрану: осмос, простая диффузия, облегченная диффузия.

8. Эритроциты человека в изо-, гипо- и гипертонических растворах

9. Активный транспорт. Принцип работы натрий-калиевого насоса.

10. Эндоцитоз. Этапы фагоцитоза. Пиноцитоз.

11. Экзоцитоз.

 

4. Вид занятия: практическое.

 

5. Продолжительность занятия – 3 часа.

 

6. Оснащение.Таблицы: №11 «Модели цитоплазматической мембраны»; №12 «Жидкостно-мозаичная модель мембраны», микроскопы, предметные и покровные стекла, колбочки с 0,9% и 20% растворами NaCl, пипетки, полоски фильтровальной бумаги, дистиллированная вода, веточки элодеи.

 

7. Содержания занятия:

7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений.

Выполнение тестовых заданий.

7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.

Преподаватель знакомит студентов с планом и методикой проведения практической работы.

 

Материал и оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, дистиллированная вода, пипетки, полоски фильтровальной бумаги, веточки элодеи.

Изучаемые объекты: элодея.

Цель практической работы:Изучить строение растительной клетки и найти отличия от животной клетки

Пользуясь пинцетом и ножницами, отрежьте от веточки элодеи один листок, положите его на предметное стекло в каплю воды, накройте покровным стеклом и рассмотрите препарат вначале при малом, а затем при большом увеличении микроскопа. Лист элодеи состоит из 2-х слоев клеток, поэтому, изучая его, нужно вращать микрометрический винт, чтобы четко увидеть верхний или нижний слой. Клетки элодеи почти прямоугольной формы, имеют плотные оболочки. Между оболочками отдельных клеток заметны узкие межклеточные ходы. Ядра в клетках не видны, поскольку в неокрашенной клетке показатели преломления ядра и цитоплазмы почти одинаковы. В цитоплазме клеток находятся зеленые округлые пластиды – хлоропласты, которые маскируют ядро, и его трудно обнаружить в клетке. Более светлое пространство в цитоплазме - вакуоли, заполненные клеточным соком. При температуре выше 10°C в клетках элодеи можно заметить движение цитоплазмы, прилегающей к оболочке клеток, по движению зеленых пластид вдоль стенок клеток. В случае отсутствия движения пластид, его можно вызвать, разрезая листочек, на мелкие части или прибавляя к воде несколько капель спирта.

Материал и оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, колбочки с 0,9% и 20% растворами, дистиллированная вода, пипетки, полоски фильтровальной бумаги, веточки элодеи, таблицы.

Изучаемые объекты: элодея.

Цель практической работы: Изучить явление плазмолиза и деплазмолиза в клетках листа элодеи.