Природа и типы конфликтов в организациях

 

Раньше существовало убеждение, что конфликты в организациях – явление нежелательное. Поэтому одной из важнейших целей управления было устранение условий, способствовавших возникновению конфликтов.

Однако при более глубоких разработках проблем конфликтов было установлено, что конфликт – это необходимый элемент социально-экономических отношений, который даёт выход социально-психологической напряжённости, порождая изменения в деятельности организации.

Немало конфликтных ситуаций наносит существенный вред организации, разлагая её изнутри, но некоторые конфликты способствуют выработке наиболее эффективной стратегии организации, помогают ей завоевать господствующее положение на рынке продукции и услуг.

Менеджерв силу своего статуса находится в центре любого более или менее серьёзного конфликта в организации и призван разрешить его различными средствами и методами. Чтобы эта деятельность была эффективной, надо знать природу, типы организационных конфликтов и возможные стили и методы их разрешения.

Конфликт (от лат. Conflictus, т.е. столкновение) – это столкновение противоположных или несовместимых сил, отсутствие согласия между двумя сторонами и более, которые могут быть конкретными лицами или группами лиц.

По критерию влияния на деятельность организации конфликты разделяют на функциональные (которые ведут к улучшению деятельности организации) и дисфункциональные (которые приводят к снижению личной удовлетворённости, группового сотрудничества и эффективностиорганизации).

По мнению конфликтологов, важно различать предмет и объект конфликта. Предмет конфликта – это объективно существующая или мыслимая (воображаемая) проблема, служащая причиной спора, столкновения мнений между сторонами.

Определить предмет конфликта – значит определить его границы исущность. Конфликт может иметь один основной предмет, который распадается на несколько частных предметов.

Объект конфликта – это любое явление, группа явлений природы и общества или процессы социальной реальности.

Предмет конфликта – это его внутренняя причина. Конфликтные отношения между сторонами могут оказаться безразличными к объекту и основываться только на предмете.

Для окружающих такие отношения будут выглядеть как враждебные, для которых объект всегда найдётся. Это, как правило, эмоциональные конфликты, источником которых являются либо личностные качества участников конфликта, либо их психологическая несовместимость.

Наряду с эмоциональными конфликтами в организациях распространены деловые конфликты, которые происходят из-за конфликтных объектов:

1.распределения ресурсов власти,

2.должностного статуса и т.п.

Деловой конфликт нередко перерастает в эмоциональный.

В теории конфликтов выделяют четыре основных типа конфликтов:

1. внутриличностный;

2. межличностный;

3. между личностью и группой;

4. межгрупповой конфликт.

Рис. 49. Основные типы конфликтов

Источниками конфликта могут быть дефицит ресурсов, неодина­ковый вклад в дело, недостаток самостоятельности, не оправдав­шиеся ожидания и т.п. Рассмотрим основные типы конфликтов.

1. Внутриличностный конфликт имеет место внутри индивида и часто по природе своей является конфликтом целей или познава­тельным конфликтом. Конфликтом целей внутриличностный кон­фликт становится, когда индивид выбирает и пытается достигнуть взаимоисключающие цели. Примером внутриличностного кон­фликта может быть выбор места работы выпускникомуниверсите­та. Внутриличностный конфликт приобретает познавательную ок­раску, когда индивид признает несостоятельность своих мыслей, расположений, ценностей или своего поведения в целом. Человек начинает ощущать дискомфорт и пытается выйти из этого состоя­ния через изменение своих мыслей, расположений, ценностей и поведения или через получение большего количества информации о проблеме. Определенная степень рассматриваемой несостоятель­ности существует всегда. В противном случае наш внутренний мир был бы в постоянной гармонии с внешней средой.

2. Межличностный конфликт вовлекает двух или более индивидов, воспринимающих себя как находящихся в оппозиции друг к другу в отношении целей, путей их достижения, расположений, ценнос­тей или поведения. Проявляется он как столкновение личностей по поводу целей и познания, а также и в чувственном плане. На­пример, борьба руководителей за ограниченные ресурсы, рабочую силу, финансы и т.п. Каждый читает, что если ресурсы ограниче­ны, то он должен убедить вышестоящее руководство выделить их именно ему, а не другому руководителю.

Другая форма проявления межличностного конфликта — столк­новение личностей, обладающих различными чертами характера, темперамента, ценностными ориентациями, которые в силу разли­чия в целях не в состоянии ладить друг с другом. Они психологи­чески не совместимы.

Эти уровни тесно связаны между собой. Например, внутриличностный конфликт может заставить индивида действовать агрес­сивно по отношению к другим и вызвать тем самым межличност­ный конфликт.

3.Конфликт между личностью и группой. Конфликт возникает в случае, если личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы, когда ожидания группы находятся в противоречии с ожи­даниями отдельной личности.

4. Межгрупповой конфликт возникает в организациях, состоящих из множества формальных и неформальных групп. Поскольку у различных групп существуют свои, отличные от других групп цели, неизбежны конфликты даже в самых эффективных организациях. Такое противостояние может носить профессионально-производст­венную (конструкторы — производственники — маркетологи), со­циальную (рабочие и руководство) или эмоциональную («лентяи» и «труженики») основу.

Наиболее ярким примером может служить непрекращающийся конфликт между профсоюзом и администрацией. Установлено, что угроза забастовки становится реальностью, когда число недоволь­ных работников предприятия качеством труда или величиной воз­награждения за труд превышает 50% общего числа работающих. Периодическое проведение мониторинга позволяет выявить причи­ны недовольства и количество недовольных и тем самым предот­вратить забастовку.

 

 

Рис. 50. Модель конфликта как процесса

Развитие межгруппового конфликта может привести к внутриорганизационному конфликту, который ассоциируется с противостоянием и столкновениями, возникающими на почве того как были спроектированы отдельные работы или организация в целом, а также на почве распределения властных полномочий в организации.

В литературе выделяют четыре разновидности внутриорганизационногоконфликта:

1. вертикальный;

2. горизонтальный;

3. линейно-функциональный;

4. ролевой.

Вертикальный конфликт – это конфликт между уровнями управления в организации, который часто вызывается недостаточно продуманными правамии обязанностями на каждом уровне управления, методикой разработки целей и проектированием коммуникаций. Вертикальные конфликты составляют в среднем70-80%. Они наиболее нежелательны для руководителя. Каждое его дейст­вие рассматривается через призму этого конфликта.

return false">ссылка скрыта

Горизонтальный конфликт вовлекает в себя равные по статусу части организации и чаще всего является конфликтом между целями подразделений и способами их достижения.

Линейно-функциональный конфликт чаще всего носит субъективный и эмоциональный характер; его участники – линейные руководители и функциональные специалисты.

Ролевой конфликт возникает в том случае, когда индивид, выполняющий определённую роль, получает не соответствующее этой роли задание или поручение.

Конфликты классифицируют и по другим основаниям:

1. по сферам деятельности и методам разрешения:

· экономические;

· политические;

· социальные;

· идеологические;

· психологические;

· военные конфликты;

2. по времени протекания:

· постоянные;

· продолжительные;

· кратковременные конфликты;

3. по масштабу и остроте:

· микроконфликты;

· макроконфликты;

· мегаконфликты;

· мирные конфликты;

· вооружённые (немирные) конфликты.

Бывают также естественные (объективные) и искусственные (субъективные) конфликты.

Естественные конфликты возникают в результате стихийного стечения обстоятельств, обострения отношений между группами людей по поводу удовлетворения их первичных потребностей (жажда, голод).

Искусственные конфликты создаются людьми для реализации определённых целей.

Правильная оценка типа конфликта в значительной степени помогает менеджеру принять адекватные меры по его разрешению.