Можно выделить следующие направления государственно-правового воздействия на решение экологических проблем.

Во-первых, это совершенствование правового регулирования природоохранительной деятельности. Законодательство закреп­ляет:

— режим природопользования (порядок использования зем­ли, эксплуатации лесных угодий, порядок восстановления при­чиненного в результате пользования ущерба, улучшения состоя­ния земельных и других угодий и проч.);

— выделение особо охраняемых, режимных объектов (запо­ведники, заказники и т.п.), режимы их функционирования;

— социальные и технические стандарты (например, нормы ПДК — предельно допустимых концентраций различных веществ в воздухе, воде, санитарно-гигиенические нормативы и т.д.);

— порядок осуществления контроля и надзора за реализацией соответствующих правовых предписаний, средства защиты и ох­раны среды;

— уголовно- и административно-правовые запреты (ответст­венность за загрязнение среды, браконьерство, незаконную поруб­ку леса и др.);

— процедуры решения спорных вопросов, реализации юри­дической ответственности, средства юридической защиты долж­ностных лиц, осуществляющих природоохранительную деятель­ность и проч.

Во-вторых, это правоохранительная деятельность соответст­вующих органов государства, направленная на обеспечение закон­ности в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в том числе:

— организация и деятельность суда, прокуратуры, органов внутренних дел;

— организация и деятельность выполняющих природоохра­нительные задачи комиссий и иных организаций (лесоохраны, рыбоохраны и проч.);

— деятельность администрации соответствующих государст­венных учреждений, предприятий, организаций (в том числе ад­министрации заповедников, заказников и проч.).

В-третьих, деятельность государства в сфере международно-правовых отношений. Здесь можно указать на следующие формы:

— участие государства в работе международных организаций, осуществляющих экологическую деятельность;

— сотрудничество с Международным союзом охраны при­роды и другими подобными неправительственными организа­циями;

— обеспечение реализации международно-правовых соглаше­ний и иных документов, направленных на решение природоохра­нительных задач (Общесистемная программа ООН по окружаю­щей среде и др.).

В-четвертых, немалое значение имеют и неправовые формы природоохранительной деятельности государства. Здесь можно указать на организацию экологического воспитания населения, экологической пропаганды, сотрудничество с общественными объ­единениями, осуществляющими природоохранительную деятель­ность, вовлечение в эту работу широких слоев населения.

Стоит между тем отметить имеющееся в нашей стране небла­гополучие в организации и обеспечении экологической безопас­ности. Так, в значительной степени устарело законодательство, регламентирующее сферу экологии. Оно не в полной мере учиты­вает новые условия жизни общества, в том числе развитие рыноч­ных отношений. Сейчас проводится работа по обновлению этой сферы законодательства.

Нормы ПДК (предельно допустимых концентраций) не опуб­ликованы и существуют далеко не по всем веществам (около 200, хотя в промышленных выбросах их тысячи).

Как отмечал бывший министр охраны окружающей среды и природных ресурсов России Данилов-Данилян, на природу у нас не обращают внимания. Лесо-, рыбо-, охотохрана, санэпидстанции не работают, нередко сами дают разрешения на нарушение эко­логических норм. Охрана природы передана из ведения государ­ства в ведение муниципальных органов. Очистных сооружений не строят, деньги расходуют на другие цели.

Все это указывает на необходимость резкой активизации при­родоохранительной деятельности государства. Проблема стано­вится еще более актуальной в связи с низким уровнем экологи­ческой культуры большинства граждан и должностных лиц: весь­ма небольшое число людей понимает важность этой проблемы, со­знает реальность угрозы гибели природы и связанной с этим не­избежной гибели самого человечества (рис. 1и 2).