Вопрос 3. Проблемы соотношения права и закона

1. В теоретическом и практическом плане проблемы соотношения, а вместе с тем и различения права и закона охватывают весьма широ­кий круг вопросов, касающихся как понятия, сущности и содержания права, так и его социально-ценностной характеристики и выполняемой им роли в жизни общества. В силу этого данные проблемы каждый раз встают перед исследователем, как только речь заходит о глубин­ном понимании сути и назначения права, а также о характере форми­рующих его нормативно-правовых актов и, в частности, законов.

Следует заметить, что проблема соотношения права и закона существо­вала практически всегда, с древнейших времен, с тех пор как появилось право. Рассматривалась эта проблема множество раз в рамках и зарубеж­ного и отечественного права. В нашей стране последние, весьма острые и недостаточно успешные, судя по их конечным результатам, споры прихо­дились на 60 — 80-е годы. Каждая из спорящих сторон приводила свои собственные, на ее взгляд самые убедительные аргументы, стремилась при­обрести как можно большее число последователей. Однако в практическом плане все оставалось без изменений.

Актуальность проблемы соотношения права и закона сохраняется и поныне. Более того, она не только сохраняется, но и периодически, особенно в переходные, сопровождаемые усилением социальной напря­женности в обществе периоды значительно обостряется. Причина за­ключается в том, что эта на первый взгляд сугубо «кабинетная», ака­демическая проблема имеет не только и даже не столько теоретиче­ское, сколько прикладное, практическое значение.

Разумеется, такая ее практическая значимость обусловлена прежде всего характером и особенностями самой проблемы. Суть ее кратко сводится к следующему. Существуют законы, соответствующие право­вым критериям, которые и необходимо считать «правовыми законами». Здесь право и закон совпадают. Но есть и такие законы, которые не отвечают правовым критериям и, значит, с правом не совпадают.

Нетрудно заметить, что в данном случае в разрешении проблемы со­отношения права и закона, как и в решении вопроса о соотношении го­сударства и права, сталкиваются два различных взгляда, или подхода. Один из них ориентирован на то, что государство является единст­венным и исключительным источником права, что все то, о чем гово­рит государство через свои законы, — это и есть право.

Другой же взгляд, или подход, к разрешению проблемы соотноше­ния права и закона основывается на том, что право как регулятор об­щественных отношений считается «по меньшей мере относительно не­зависимым от государства и закона или даже предшествующим закону, например, в качестве надисторичного естественного права или в каче­стве права общественного, социально-исторически обусловленного, ро­ждающегося в объективных общественных отношениях».

В данном случае, как нетрудно понять, мы имеем дело с совершен­но иным правопониманием и с иным представлением о соотношении права и закона, как и государства и права. Государство и право при­знаются не только относительно самостоятельными по отношению друг к другу институтами, но и в равной мере производными от объ­ективных отношений и условий, складывающихся в пределах граждан­ского общества.

Право при этом определяется не иначе как «форма свободы в ре­альных отношениях, реальная мера этой свободы, форма бытия свобо­ды, формальная свобода». В развернутом виде право представляется как «претендующий на всеобщность и общеобязательность социальный институт нормативного регулирования общественных отношений в це­лях разумного устройства человеческого общежития путем определения меры свободы, прав и обязанностей и представляющий собой во­площение в обычаях, традициях, прецедентах, решениях референдумов, канонических, корпоративных, государственных и международных нормах правового идеала, основанного на принципах добра, справедливо­сти, гуманизма и сохранения окружающей природной среды».

Что же касается государства, то оно при таком правопонимании не только не рассматривается в качестве творца или источника права, но, наоборот, само объявляется повсеместно связанным или по крайней мере значительно ограниченным в своих действиях правом. Оно пред­ставляется в качестве института, который не столько устанавливает, сколько формулирует или выводит право благодаря законотворческой деятельности из объективно существующей экономической, социаль­но-политической и иной действительности.

Государство — исключительный творец и источник законов, но от­нюдь не права. Государство монополизирует законотворческую, а вовсе не правотворческую деятельность, ибо законотворчество и правотворче­ство, а вместе с ними закон как результат процесса законотворчества и право как продукт процесса правотворчества, согласно развиваемым при таком подходе воззрениям, отнюдь не всегда совпадают.

2. Каков же критерий «правовых законов»? Какие законы можно рассматривать как совпадающие с правом, а какие нельзя? Наконец, какие существуют объективные основания для отнесения одних зако­нов к разряду правовых, а других — к разряду неправовых? Что делает одни законы правовыми, а другие — неправовыми?

На эти вопросы удовлетворительного ответа не найдено до сих пор. Учеными — юристами и философами предлагались различные ос­нования— критерии для разграничения права и закона, «правовых за­конов» и «неправовых законов», но все они вызывали и продолжают вызывать лишь вопросы и дискуссии.

Еще в конце XIX — начале XX в. в отечественной и зарубежной литературе в качестве критерия предлагалась «общая воля», т.е. воля всего общества, нации или народа. По логике подобного предложения следовало считать правовыми лишь такие законы (или иные норматив­ные акты), которые адекватно отражают эту волю. Все же остальные законы следовало причислять к разряду неправовых.

Подобная постановка вопроса, как и сам предложенный критерий разграничения «правовых и неправовых законов» в зависимости от со­держания или, наоборот, отсутствия в них «общей воли», несомненно, заслуживают одобрения и внимания. Вместе с тем они вызывают во­просы, ставящие под сомнение целесообразность, а главное, обосно­ванность и эффективность использования названного критерия. В част­ности, такие вопросы: кто и каким образом может определить, содер­жится ли в том или ином законе «общая воля» или ее там нет; почему парламент как высший законодательный и представительный орган, призванный выражать волю и интересы всех слоев общества, в одних случаях издает законы, отражающие «общую волю», а в дру­гих— не отражающие ее?

Ответы на эти и подобные им вопросы не всегда убедительны. Из­вестный французский государствовед и правовед Леон Дюги писал, что «закон есть выражение не общей воли, которой не существует, и не воли государства, которой также нет, а воли нескольких голосую­щих человек. Во Франции закон есть воля 350 депутатов и 200 сена­торов, образующих обычное большинство в палате депутатов и в сена­те. Вот факт. Вне этого имеются лишь фикции и пустые формулы. Мы не желаем их».

И дальше: «Если закон есть выражение индивидуальной воли депу­татов и сенаторов, то он не может быть обязательным для других воль. Он может быть обязательным только как формулирование нормы права или как применение ее и лишь в этих пределах. В действительности все законы делятся на две большие категории: на законы, формулирую­щие норму права, и на законы, принимающие меры к ее исполнению. Я называю первые нормативными законами, а вторые — конструктивны­ми законами».

Приведенные рассуждения и многие государственно-правовые идеи Л. Дюги, хотя всегда и вызывали живой интерес у юристов, не дают ответа на вопрос о том, что есть «правовой закон», а что «неправовой закон», каково соотношение права и закона.

Не дают удовлетворительного ответа на поставленный вопрос и вы­двигавшиеся в более поздний период, вплоть до настоящего времени критерии и подходы. Пытаясь решить эту проблему или хотя бы в приближенном виде обозначить грань между правом и законом, иссле­дователи нередко обращаются к различным моральным категори­ям— справедливости, добру, гуманности, злу и др. Право при этом определяется не иначе как «нормативно закрепленная справедливость».

В тех же целях - решения проблемы соотношения права и зако­на - иногда используется категория «правовой идеал». В научной ли­тературе он определяется как «порождение индивидуального, общест­венного, научного сознания о разумном устройстве общежития на принципах добра, справедливости, гуманизма и сохранения природной среды». Со ссылкой на известное высказывание римлян о том, что «справедливость и благо есть закон законов», делается вывод, что пра­вовой идеал как раз и составляет содержание «правовых законов», что это и есть не что иное, как «закон законов». Следовательно, все дру­гие законы, которые не содержат в себе правового идеала, сообразую­щегося с принципами добра, справедливости и иными им подобными принципами, не являются правовыми.

Стремление подвести прочную моральную основу под законодательство в целом и под конкретные законы — несомненно, весьма бла­городное дело. Человечество может только мечтать о том, чтобы под каждым издаваемым в той или иной стране законом имелась солидная моральная база.

Однако нельзя не заметить, что, стремясь подвести моральную базу под закон и таким образом «отмежевать» его, назвав правовым, от всех иных законов, авторы невольно смешивают моральные категории с правовыми. В отечественной юридической литературе правильно от­мечалось в связи с попытками определить право как «нормативно за­крепленную справедливость», что ссылки на моральные категории справедливости, добра и зла важны при определении понятия и харак­теристике морали, но не самого права.

3. Нет необходимости говорить о том, насколько пагубно было бы для права в процессе формирования и реализации правовых норм «не замечать», а тем более противопоставлять его морали, добру, злу и справедливости. Речь идет не об этом. Совершенно верно подмечал С.С. Алексеев, что «моральность права, и в первую очередь выраже­ние в нем начала справедливости» — это то этико-юридическое требо­вание, которое со всей очевидностью «выдает» генетическую общность права и морали и которое свидетельствует о наличии у них «единого прародителя в самих основах человеческого бытия».

Речь идет о другом, а именно — о том, что хотя право, мораль, добро, зло и справедливость — это родственные, тесно связанные меж­ду собой и взаимодействующие друг с другом категории и понятия, но это далеко не идентичные друг другу феномены. При всем глубо­ком взаимодействии морали и права, вполне резонно констатирует С.С. Алексеев, «получивших жизнь от одного и того же социального прародителя и равным образом являющихся нормативно-целостными регуляторами», нельзя упускать из поля зрения то, что «это две само­стоятельные, значительно отличающиеся друг от друга, «суверенные» нормативные системы».

Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что отождествле­ние правовых и морально-этических понятий и категорий, использова­ние последних при определении понятия права, а тем самым и «право­вого закона» отнюдь не способствуют решению проблемы соотноше­ния права и закона. Более того, оно непроизвольно усложняет проблему, ведет к смешению категорий права и морали. Очевидно, ее удовлетворительное решение возможно лишь на принципиально новой методологической и мировоззренческой основе и является делом отда­ленного будущего.

В настоящее же время, во-первых, можно лишь констатировать факт нерешенности и в то же время огромной социальной значимо­сти проблемы соотношения права и закона; а во-вторых, необходимо иметь в виду, что в правотворческой и правоприменительной дея­тельности государственных органов России и других стран домини­рующими являются идеи единства, неделимости права и закона; меж­ду правом и законом не проводится никакого различия. В то же время на теоретическом уровне, в рамках теории государства и права предпринимаются значительные усилия для отграничения права от «неправового закона».

 

Подготовил:

Старший преподаватель кафедры ТиИГП,

подполковник внутренней службы

к.ю.н. ________Т.В. Барсукова

 

Старший преподаватель кафедры ТиИГП.

к.ю.н. _______Н.А. Овчинникова

 

 

 

 

 

ФГОУ ВПО ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ ФСИН РОССИИ

Кафедра теории и истории государства и права

 

«Утверждаю»

Начальник кафедры ТиИГП

майор внутренней службы

___________О.В. Демидова

«____» ___________ 2010 г.

 

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ (ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИЙ)

проведения занятия по дисциплине «Теория государства и права»