Вопрос 4. Религиозно-традиционные правовые семьи
Религиозно-традиционные правовые семьи условно можно разделить на религиозные и традиционные.
К религиозным правовым семьям относят страны мусульманского и индусского, а иногда и иудейского права. В основе такой семьи лежит какая-либо система вероучений.
Семья мусульманского права — одна из основных религиозных правовых семей современности, фундаментом которой является Коран — священная книга мусульман, состоящая из высказываний пророка Мухаммеда, произнесенных им в Мекке и Медине. Наряду с общими духовными положениями в нем содержатся и установления правового характера. Например, обязанность давать убежище иноверцам. Помимо Корана источниками мусульманского права являются также Сунна — священное предание, рассказывающее о жизни Пророка, сборник его высказываний; Иджма — комментарий ислама, составленный его толкователями, основная задача которого восполнять пробелы в праве, если об этом ничего не сказано в Коране и Сунне. Источником мусульманского права признаются также толкования в области права по аналогии под названием «кияс». Суть его заключается в применении тех или иных установленных иными источниками права предписаний к новым, не предусмотренным ими случаям.
Мусульманское право возникло только в VII в., но имеет очень широкое распространение в мире: Саудовская Аравия, ОАЭ, Афганистан, Иран, Ливия, Тунис и другие страны. В большинстве мусульманских стран мусульманское право составляет лишь часть правовой системы, регулируя в основном вопросы «личного статуса» (брак, наследство). Однако в последнее время наблюдается процесс его расширения, в частности, происходит активная исламизация уголовного права.
Семья индусского права является одной из древнейших правовых семей. Оно и сейчас распространяет свое действие на 450—500 млн. человек, проживающих в Индии, Непале, Малайзии, некоторых странах Восточной Африки (Кении, Танзании). Это одна из самых древних и сложных правовых систем. Зарождение ее относится к XV в. до н.э. В содержание этой системы входят обряды, верования, идеологические ценности: мораль, философия, которые нормативно закрепляют определенный образ жизни и общественное устройство. Важнейшая категория индусского права — дхарма — универсальные законы космического характера, комплекс религиозных, нравственных, социальных и правовых обязанностей.
Источниками права наряду со священными писаниями индусов являются также обычаи и законы.
Несмотря на то, что индуизм сформировался в глубокой древности, он до сих пор сохранил свое регулятивное значение. Особенную роль индусское право играет в сферах, где влияние религии до сих пор наиболее ощутимо — семейные отношения, семейная собственность, наследование, кастовый статус человека и т.д.
Отличительные особенности семьи религиозного права:
• источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся в священных книгах;
• в законотворчестве законодатель учитывает принципы религиозного права;
• данная правовая семья отличается архаичностью, консерватизмом, неизменностью своих концептуальных основ;
• особое место среди источников занимают труды ученых-юристов, толкующие первоисточники;
• судебная практика не является источником права;
• на первое место выдвигаются не права, а обязанности человека.
Традиционные правовые семьи состоят из дальневосточной правовой семьи (Китай, Япония, Корея, Мадагаскар, страны Индокитая и др.) и семьи обычного права (или Африканская правовая семья), куда входит большинство стран тропической Африки.
Дальневосточная правовая семья существует не одно тысячелетие в длительной изоляции от зарубежного права. Глубокие нравственно-Религиозные корни настолько устойчивы, что ничто не может коренным образом изменить юридическую природу стран, где эта правовая семья получила распространение.
Основа дальневосточной семьи — древнекитайское право. Многовековая история Китая породила многочисленные философские идеи, из них три — даосизм, конфуцианство, легизм оказали решающее воздействие на формирование дальневосточного права. Его отличительной чертой было отрицательное отношение к западной идее права с его строгостью и абстрактностью, а преобладала идея «общества без права», согласно которой на переднем плане должны находиться воспитание и убеждение, а не власть и принуждение. В своем поведении человек должен руководствоваться не юридическими мотивами, а стремлением к гармонии и миру. Согласительные процедуры ценнее правосудия, и конфликты следует гасить путем посредничества, а не решать правовым путем. Конечно, могут существовать и законы как средство устрашения. Но они создаются не для того, чтобы применяться, и к тем, кто хочет строить свою жизнь, руководствуясь ими, не испытывают ничего, кроме презрения. Так же относятся и к тем, кто изучает или применяет право.
Со временем, после падения императорского режима, либерализации коммунистической власти в этой стране, а затем и коммунистического режима в Китае, активного проникновения элементов европейской цивилизации в Японию в правовых системах стран Дальнего Востока произошли значительные изменения. Однако все имевшие место модификации далеки от того, чтобы привести к отказу от стойких правовых традиций, в основе которых лежит сложный сплав из тысячелетних морально-этических постулатов и национальной психологии, имеющих здесь колоссальную, по сути, вневременную силу инерции. Поэтому структуры и институты западного типа, введенные в этих странах, в большинстве случаев остаются простым фасадом, за которым регламентация общественных отношений строится, как правило, в соответствии с традиционными моделями.
Семья обычного права. Обычное право, господствующее, например, в тропической Африке, понимается как совокупность преимущественно правил неписаных, признаваемых ее членами в качестве обязательных.
В своем развитии право африканской правовой семьи прошло несколько этапов:
• развития обычного права;
• колонизации и влияния на него права завоевателей;
• независимого развития и формирования современных правовых систем.
Долгое время Африка жила по нормам обычаев, где сочетались правовые и моральные нормы. Постепенно, в результате сначала колонизации, а затем распада колониальной системы, традиционное африканское обычное право утрачивает, а в некоторых случаях уже утратило свои первоначальные черты. Но процесс вытеснения обычного права протекает довольно сложно: в одних странах (Того, Заир и др.) проводится курс на его интеграцию, т.е. включение обычных норм в законодательство, в других (Мали, Конго и др.) — вводится запрет обычного права.
Но, как справедливо заметил Р. Давид, право западного образца, действующее здесь, по большей части является своего рода лишь орнаментом. Большинство населения продолжает жить в соответствии с традициями (мало похожими на то, что на Западе понимают под правом), не обращая внимания на искусственные своды правовых норм.
Отличительные особенности традиционной правовой семьи:
• дуализм источников права;
• основными источниками права на протяжении длительного времени являлись обычаи и традиции, в настоящее время усиливается значение писаного права и судебной практики;
• большинство граждан продолжает жить в соответствии с вековыми правовыми традициями;
• искусственно созданные своды правовых норм обладают в глазах населения меньшей социальной ценностью, чем традиции и обычаи;
• право выполняет большей частью орнаментальную роль;
• на первом месте в правовой практике должны стоять воспитание и убеждение, а не власть и принуждение;
• архаичность многих обычаев и традиций.
Подготовил:
Старший преподаватель кафедры ТиИГП,
подполковник внутренней службы
к.ю.н. ________Т.В. Барсукова
Старший преподаватель кафедры ТиИГП.
к.ю.н. _______Н.А. Овчинникова
ФГОУ ВПО ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ ФСИН РОССИИ
Кафедра теории и истории государства и права
«Утверждаю»
Начальник кафедры ТиИГП
майор внутренней службы
___________О.В. Демидова
«____» ___________ 2010 г.
ПЛАН-КОНСПЕКТ (ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИЙ)
проведения занятия по дисциплине «Теория государства и права»