Разрешение конфликта. Логические этапы процесса разрешения конфликта
Разрешение конфликта – это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению.
Разрешение конфликта – сложный и многоступенчатый процесс. Он включает несколько этапов:
-Анализ и оценку ситуации;
-Прогнозирование вариантов и способов разрешения конфликта;
-Определение критериев разрешения конфликта;
-Реализация и коррекция намеченного плана;
-После завершения конфликта – анализ ошибок; обобщение полученных знаний и опыта
Этапы следуют друг за другом в определенной логической последовательности. Нарушение логики разрешения конфликта может привести к неудовлетворительным результатам.
Анализируя ситуацию, специалист, в процессе управления конфликтом, должен обратить внимание на следующие моменты:
-объект конфликта (материальный он или идеальный; делим или неделим; может ли он быть изъят или заменен; какова его доступность для каждой из сторон);
-оппонент ( данные о нем, его психологические особенности; отношения оппонента с руководством; возможности по усилению своего ранга; его цели, интересы; правовые и нравственные основы его требований; действия в конфликте, ошибки; в чем интересы совпадают, в чем –нет);
-собственная позиция (цели, ценности, интересы, действия в конфликте; правовая и нравственная основы требований; ошибки; возможность их признания);
-причины и повод (инцидент), приведший к конфликту;
-социальная среда (ситуация в организации, социальной группе; какие задачи решает организация, оппонент, как конфликт влияет на них; кто и как поддерживает каждого из оппонентов; какова реакция рук-ва, подчиненных, общественности, если они у оппонентов есть; что им известно о конфликте);
- вторичная рефлексия (представление субъекта о том, как его оппонент воспринимает конфликтную ситуацию, как он воспринимает меня, мое представление о конфликте).