Признаки социальной напряженности в организации, ведущие к возникновению конфликтов.

В организации существует две группы проблем, которые должны решаться на протяжении всего жизненного цикла организации:

-проблема выживания и адаптации к изменяющимся внешним условиям среды;

-проблема интеграции внутренних процессов, обеспечивающих возможность выживания и адаптации.

В решении этих проблем важная роль отводится рациональным действиям руководства.

Вопросы этики взаимоотношений. Этические проблемы взаимоотношений можно разделить на три большие группы:

- взаимодействие руководителей между собой;

-взаимодействие управленцев с подчиненными;

-взаимодействие сотрудников между собой.

Какова этика взаимоотношений в первой группе, таковыми будут взаимоотношения во второй и третьей группах («Рыба гниет с головы»). Постепенно накапливаются факты и данные, противоречащие сложившемуся порядку вещей; когда их масса становится критической, то это и приводит к дисбалансу, конфликтам и дискомфорту.

По каким признакам можно обнаружить, что в организации создается почва для конфликтов?

 

На организационно- управленческом уровне наблюдается рассогласованность в действиях, невозможность принять решение, невыполнение договоренностей, разные нормы в оценке производительности, поиск виновного, выдаются заведомо невыполнимые или трудновыполнимые задания, авторитет руководства падает, создается благоприятная почва для деструктивных конфликтов, отнимающих энергию и время коллектива, которые можно было бы употребить на решение проблем организации.

На информационном уровне – несвоевременная, некачественная, недостоверная, недостаточная и безадресная информация, некорректная и неактуальная.

На уровне коммуникации – резкий тон, появление интриг, сплетен, слухов, недомолвок. В коммуникации присутствуют стычки, ругань, брань. Избегание прямых контактов, остается только переписка или передача информации через других лиц.

На психологическом уровне – появление у сотрудников негативных эмоций, депрессивного состояния, внезапных вспышек гнева, ярости, агрессии.

Чувство вины у ответственных лиц, нежелание разговаривать, стрессы, психосоматические заболевания, головные боли, проявление злости. Активизируются основные роли в конфликте: «козел отпущения», «судья», «благодетель», «жертва» и «палач».

На уровне права – несоответствие законам, постановлениям правительства, приказам и распоряжениям администрации и должностным инструкциям. Стремление обойти правовые нормы.

На манипулятивном уровне – ошибки возлагаются на низшие уровни управления, а успехи присваиваются начальству.