Движение и развитие. Основные формы движения
Категория «движение» - одна из старейших в философии. Сам факт движения был всегда очевиден: двигались предметы вокруг человека, двигался сам человек. Гераклит сформулировал вывод: «Нельзя дважды войти в одну ту же реку» (все течет, все изменяется). В философии под движением принято понимать всякое изменение вообще, из чего следует, что движение – неотъемлемое свойство бытия и атрибут материи.
Выделяются движения: механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное.
Движение материи:
- возникает из самой материи (борьба противоположностей)
- всеобъемлюще (движется все)
- постоянно (существует всегда)
Движение – единственный способ существования материи, ее атрибутивное качество.
Выделяют 2 типа движения, характеризующие направленность изменений:
- от низшего к высшему (прогресс)
- от высшего к низшему (регресс)
Эти типы взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Принцип сохранения материи и движения является наиболее фундаментальным свойством материи: материя и движение несотворимы и неуничтожимы, они лишь способны превращаться из одной формы в другую при строгом соблюдении законов сохранения массы, энергии, импульса и других свойств микрочастиц.
Движение может быть:
количественным (перенос материи и энергии в пространстве);
качественным (изменение самой материи, перестройка внутренней структуры и возн-е новых мат. объектов и их новых качеств).
Качественное движение делится на: динамическое и популяционное.
Динамическое движение – изменение содержания в рамках старой формы, раскрытие «потенциала» прежних материальных форм.
Популяционное движение – кардинальное изменение структуры объекта, которое приводит к созданию совершенно новых объектов, переходу от одной формы материи к другой. Изменение может происходить как эволюционно, так и эмержментно (путем ничем не обусловленного взрыва).
Материя имеет способность к самоорганизации – созданию, совершенствованию, воспроизводству самой себя без участия внешних сил. Всеобщей формой внутренних изменений, на основе которых происходит самоорганизация, является т.н. флуктуация – постоянно присущие материи случайные колебания и отклонения. В результате данных спонтанных изменений и отношений, существующие связи между элементами материи изменяются, а также появляются новые связи – материя приобретает новое состояние, т.н. «диссипативную структуру», которая отличается неустойчивостью. Дальнейшее развитие может идти по 2 вариантам:
«диссипативная структура» укрепляется и окончательно превращается в новый вид материи, но только при условии притока энергии из внешней среды, а затем развивается по динамическому типу;
«диссипативная структура» распадается и гибнет – либо в результате внутренней слабости, неестественности, непрочности новых связей, либо из-за отсутствия энергии извне.
Учение о самоорганизации материи получило название «синергетика» (разработчик – бельгиец русского происхождения И.Пригожин).
Рекомендуемая литература:
1.Введение в философию. Фролов И.Т. В 2 ч., М., 1989г.
2.Мир философии. Блинников Л.В. В 2 ч., М., 1991г.
3.Краткий словарь философов. М., 1994г.
4.История философии в кратком изложении. М., 1995 (1991)г.
5.Основы философии. Спиркин А.Г. М., 1988г.
6.Философия: учебник. Алексеев П.В., Панин А.В. М., 1988г.
7.Философия. Кохановский В.П. Ростов-на-Дону, 2000г.
8.Философия. Лавриненко В.Н., Ратников В.П. М., 1999г.
9.Философия.Тихонравов Ю.В. М., 1988г.
10.Философия. Канке В.Н. М., 1996г.
11.Философия: 100 экзаменационных вопросов для студентов вузов. Ростов-на-Дону, 1998г.
12.Философия: конспект лекций. Якушев А.В. М., 2000г.
13.Философия. Радугин А.А. М., 2000г.
14.Философский энциклопедический словарь. М., 1997 (1989, 1983)гг.
15.Хрестоматия по философии. М., 2000г.
16.Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону, 1996г.
17.Абишев К.А. Философия: Учебник для студентов и аспирантов. Алматы, 2000г
18.Антология мировой философии. В 4 тт. М., 1963-1966гг
19.Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991г
20.Основы философии. Учебное пособие. Алматы., 2000г.
21.Хрестоматия по философии. А.А.Радугин. М., 1998г.