Лекция 11. Направления современной философии на рубеже ХХ – ХХ1 веков.

Таким образом, центральной фигурой философии Рикера является человек как субъект культурно-исторического творчества, объединяющий все временные измерения.

Рекомендуемая литература:

1.Введение в философию. Фролов И.Т. В 2 ч., М., 1989г.

2.Мир философии. Блинников Л.В. В 2 ч., М., 1991г.

3.Краткий словарь философов. М., 1994г.

4.История философии в кратком изложении. М., 1995 (1991)г.

5.Основы философии. Спиркин А.Г. М., 1988г.

6.Философия: учебник. Алексеев П.В., Панин А.В. М., 1988г.

7.Философия. Кохановский В.П. Ростов-на-Дону, 2000г.

8.Философия. Лавриненко В.Н., Ратников В.П. М., 1999г.

9.Философия.Тихонравов Ю.В. М., 1988г.

10.Философия. Канке В.Н. М., 1996г.

11.Философия: 100 экзаменационных вопросов для студентов вузов. Ростов-на-Дону, 1998г.

12.Философия: конспект лекций. Якушев А.В. М., 2000г.

13.Философия. Радугин А.А. М., 2000г.

14.Философский энциклопедический словарь. М., 1997 (1989, 1983)гг.

15.Хрестоматия по философии. М., 2000г.

16.Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону, 1996г.

17.Абишев К.А. Философия: Учебник для студентов и аспирантов. Алматы, 2000г

18.Антология мировой философии. В 4 тт. М., 1963-1966гг

19.Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991г

20.Основы философии. Учебное пособие. Алматы., 2000г.

21.Хрестоматия по философии. А.А.Радугин. М., 1998г.

 

1. Структурализм. (К.Леви-Строс, Ж.Лакан, Р.Барт). Постструктурализм. (М.Фуко, Ж.Деррида, Ж.Делёз, Ф.Гваттари, Ж.Бодрийяр, Ж.Ф.Лиотар, Р.Барт (поздний), М.Фуко. Постмодернизм. ( Ж.Ф.Лиотар, Ж.Деррида, Ж.Бодрияр, Ж.Делёз, Ф.Гваттари).

2.Западная религиозная философия: неотомизм. (Э.Жильсон, Ж.Маритен, Пьер Тейяр де Шарден).

3. Сциентизм (техницизм). ( У.Ростоу, Д.Белл, А.Тофлер, Е.Масуда, Дж.Нэсбит). Синергетика. (Г.Хакен).

Учебная цель: рассмотреть основные направления современной философии 20-21 веков, уяснить специфику философствования представителей данных направлений, ознакомиться с терминологией представленной философской мысли.

Ключевые слова: структурализм, постструктурализм, постмодернизм, неотомизм, сциентизм, техницизм, синергетика.

1.Структурализм. Постструктурализм.Постмодернизм.

В данной лекции будет рассмотрена по преимуществу французская философия от середины до конца 20 века. Если в 20 веке в Германии доминировали неокантианство, феноменология и герменевтика, а в Англии и США аналитическая философия, то во Франции структурализм, постструктурализм и постмодернизм. Начнем наш анализ с рассмотрения структурализма.

Латинское слово структура переводится на русский язык как строение, порядок, упорядоченное расположение, относительно устойчивый способ организации системы, ее внутренних отношений. Философский подход, в основе которого лежит идея структуры, называется структурализмом. Философский структурализм противостоит атомизму, философствованию, начинающемуся с придания особого внимания субъекту. Показательно в этом отношении сравнение философии Декарта и Маркса. Для Декарта человек представляет собой изначальную реальность, исток, с которого можно плодотворно философствовать. Для Маркса такое философствование абсолютно неприемлемо, ибо оно несостоятельно, т.к. для Маркса отдельный человек выступает проявлением системы общественных отношений, связь которых образует структуру. Философствование от «субъекта» (Декарт, Кант, Фихте) проходит мимо систем общественных отношений (общественных структур). По Марксу, существуют четыре типа структур: материальные (экономические), социальные, политические и духовные отношения. Эти четыре структуры образуют иерархию, на вершине которой – экономические отношения.

Французские философы 20 века хорошо знали и знают философию Маркса, но решающими для них оказались идеи швейцарского лингвиста Фердинанда де Соссюра. Как выяснилось, лингвистика оказалась для философии более значимей, чем марксовы политэкономические воззрения.

Соссюр рассматривает язык в качестве знаковой, или семиологической (от греч. сема – знак) системы. Язык есть социальное явление, но особенное. Язык не основан на естественном положении вещей. Языковые символы не похожи на то, что они должны обозначать. Отсюда следует самый фундаментальный закон языка: «один член никогда сам по себе ничего не значит». Знаки а и в друг без друга ничего не могут обозначать. Так, лишено смысла < a, но имеет смысл b<a. Соссюр не случайно использует математическую символику и термин «член»: он уподобляет лингвистическую знаковую систему математической. Соссюровский язык в качестве знаковой системы со слабыми связями с обозначаемым условен, подвижен, вездесущ, обеспечивает успешное взаимопонимание людей, зовет к лингвистическому творчеству.

Еще одним источником современной французской философии, наряду с идеями Маркса и Соссюра, является психоанализ Зигмунда Фрейда, австрийского психолога и философа. Психоанализ – способ анализа психологических феноменов, сферы бессознательного прежде всего. Терапевтический процесс предполагает языковую коммуникацию между пациентом и аналитиком. Для философии крайне важное значение приобрела такая главная черта психоаналитического метода, как необходимость проговаривания словом. Слово, дискурс открывают доступ к бессознательному. Бессознательное в его актуальности есть сказанное, проговоренное бессознательное. Бессознательное дано в слове, они составляют неразрывное существо.

Итак, предпосылками современной французской философии в первую очередь являются идеи Маркса, Соссюра и Фрейда, а также Ницше. На их основе было развито то, что принято обозначать термином структурализм. Речь идет о поиске и обнаружении структур, устойчивых отношений между элементами целого, проговариваемых в речи или прописываемых в письме. Такие структуры обнаружили: Клод Леви Строс – в системах первобытного родства, Ролан Барт – в литературе, Жак Лакан – в бессознательном.

Структурализмэто особое направление социогуманитарного познания, использующее структуралистскую методологию. В основе структурализма – структурный метод, заключающийся:

1) в выявлении структуры, т.е. совокупности устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность;

2) в интерпретации структуры как совокупности отношений, инвариантных при некоторых преобразованиях.

Характерными чертами структурализма являются:

1) описание актуального состояния объекта;

2) выявление его основных свойств;

3) четкое различение исследуемых объектов и исследовательских средств;

4) фиксирование отношений между отдельными элементами системы в противовес изучению изолированных объектов.

Структуралистский метод включает следующие процедуры:

1) выделение некоторого множества объектов, которое предположительно может содержать единую структуру;

2) разделение объектов на элементарные сегменты;

3) раскрытие отношений преобразований между сегментами, систематизация данных отношений и построение абстрактной структуры;

4) выведение из структуры всех возможных следствий.

В рамках философского структурализма существует два направления: структуралистская идеология и философские концепции ученых-структуралистов.

Клод Леви-Строс (р. 1908) - французский этнолог, теоретик структурализма, создатель концепции структурной антропологии. Профессор университета в Сан-Паулу (1935 - 1938), советник по вопросам культуры французского посольства в США (1946 - 1947), заместитель директора Антропологического музея в Париже (1949 - 1950), с 1950 г. - профессор Коллеж де Франс. Философ по образованию, Леви-Строс испытал влияние Ж.-Ж. Руссо, марксизма, психоанализа, Э. Дюркгейма.

Структурализм как вариант философствования появился после выхода работы французского антрополога, философа, социолога, этнографа, историка культуры Клода Леви-Строса «Структурная антропология» (1958). Помимо этнографического материала в работе был заложен фундамент новой философской концепции, ориентированной на исследование языка, речи, текстов и их структур, лежащих в основе многообразия форм общественного сознания и культуры. Доктрина Леви-Строса опиралась на психоанализ Фрейда и Юнга («если … бессознательная умственная деятельность состоит в наделении содержания формой и если эти формы в основном одинаковы для всех типов мышления, то необходимо прийти к бессознательной структуре, лежащей в основе каждого социального становления или обычая»). Он редуцирует социальные отношения, культурное творчество, искусство к символическим формам их выражения (языковым). Он полагал определяющим именно структуру, а не лексику (язык понимается «как множество операций, обеспечивающих возможность общения»). Он обращается к структуре мифа, которая остается неизменной и позволяет мифу выполнить свою символическую функцию. Указывает на сходство логики мифа и логики науки. Обосновал возможность применения структурного анализа к другим областям гуманитарного знания. Леви-Строс писал: «В начале мира человека не было, в конце его не будет тем более».

Жак Лакан (1901-1981), французский психоаналитик и философ, родоначальник структурного, или лингвистического психоанализа. Основанием данной концепции является положение о том, что бессознательное «структурировано как язык». Своей задачей Лакан видит отыскание механизмов (машин), формирующих социум. Внутренний структурированный механизм объединяет все уровни психики, функционируя подобно языку, и в этом смысле бессознательное – это язык. В психике он выделяет три слоя:

1) реальное (замещающее «Оно» Фрейда) – это сфера не дифференцированной потребности;

2) воображаемое («Я» Фрейда) – это сфера индивидуальности, личной самотождественности;

3) символическое («сверх-Я» Фрейда) – это совокупность социальных указаний, запретов, норм.

Символическое – это область сверхличных, социо-культурных смыслов, задаваемых обществом; «символическое первично по отношению к реальному воображаемому, вытекающему из него». Проявление символического – язык, речь, искусство. Символическое – это первооснова бытия и мышления, предопределяющая человеческую жизнь. «Субъект» Лакана – это не носитель сознания и культуры, а функция культуры, точка пересечения символических структур, это пустота, заполняемая культурным содержанием.

Ролан Барт (1915-1980) – французский литературовед, философ-структуралист, в числе прочего дает описание «структурного человека». Основной характеристикой такого человека является сопряженность с определенными мыслительными операциями, а именно с разделением и монтажом «предмета». Если законы функционирования объекта обнаруживаются при его конструировании, то человек характеризуется способом мыслительного переживания структуры. Т.О., сама «модель» - это сумма интеллекта и предмета, тождественная «структурному» человеку. Человек –это «гигантская вибрирующая машина», создающая смыслы.

Основные работы: «Нулевая степень письма», «Мифологии», «О Расине», «Критические очерки», «Элементы семиологии», «Критика и истина», «Система моды», « S/Z. Опыт исследования», «Империя знаков», «Сад, Фурье, Лойола» и др.

Для французской философской мысли конца 20 века структурализм уже не является парадигмальным течением, его влияние существенно ослабело уже в 60-х годах. Далее мы рассмотрим анализ творчества трех ключевых фигур французской философии конца 20 века: М. Фуко (постструктуралист, но еще не постмодернист), Ж.Дерриды (постструктуралист и уже постмодернист), Ж.-Ф.Лиотара (уже не постструктуралист, а постмодернист).