Философско-религиозные поиски философии персонализма.

Персонализм (от лат. persona – личность) – теистическое направление европейской философии первой половины 20 века. Данное течение признает личность:

1) первичной творческой реальностью;

2) высшей духовной ценностью;

3) духовным первоэлементом бытия, причем мир понимается как совокупность духовных личностей, которые находятся на разных ступенях развития.

Сам же мир является проявлением творческой активности Бога как верховной личности.

Личность – фундаментальное онтологическое понятие, первичная реальность и высшая ценность персоналистов.Но это, по их мнению, не предполагает индивидуализма, который формирует изолированного от природы и общества индивида. Личность в персонализма существует в других и через других.

Персонализм начинает формироваться в конце 19 века, представителями являются:

1) в России – Н.А. Бердяев, Л.И.Шестов,Н.О.Лосский;

2) в США – Б.П.Боун, Дж.Хаусон, М.У.Калкинс, А.К.Киудсон, Р.Т.Флюеллинг, Э.Ш.Брайтмен;

3) в Англии – Х.У.Керр.

4) в Германии – В.Штерн,

5) во Франции – Э.Мунье, Ж.Лакруа.

В персонализме центральной является категория личности, превращающаяся из антропологической и психологической в онтологическую категорию. Личностьэто основное проявление бытия, в котором деятельность и волевая активность сочетаются с непрерывностью существования. Личностьэто не классический субъект познания, а человеческая личность с присущей ей неповторимой индивидуальностью. Центральной проблемой философии персонализма является вопрос об универсальном развитии личности, стремящейся к выявлению своей истинной сущности. Причем объяснение творческой субъективности человека в персонализме возможно только через соотнесение ее с Богом, верховной персоной, в котором, как в едином и бесконечном начале, содержатся истоки личности, ее волевой активности и саморазвития. Душа человека как центр личности фокусирует в себе космическую энергию. Персонализм – это по большей части религиозная философия (разрабатывающая религиозно-этическую проблематику), которая основана на идее соотнесения личного существования и волеизъявления с Божественным абсолютом и Его волей.Личность обладает свободой воли, что является результатом самоограничения воли Бога, свобода воли – это дар, дающий людям возможность принять участие в миротворении и осуществлении мирового добра. Таким образом, с одной стороны, обосновывается главный этический принцип персонализма, с другой – идея о свободе воли как о самоограничении Божественного абсолюта может быть воспринята как теодицея – богоопределение, снятие с бога ответственности за царящее в мире зло.

Персонализм в России – утвердился, как попытка найти «третью линию» в философии, снимающую противоположность субъекта и объекта, материализма и идеализма.

Центральной идеей персонализма в США был принцип деятельного волевого индивида. В развитой форме данная концепция представляет собой противопоставление мира личности миру природы, причем именно первый является подлинной ареной бытия. Персонализм в США развивался главным образом в русле протестантской теологии.

Французский персонализм – одно из наиболее ярких интеллектуальных течений первой половины 19 столетия. Данная ветвь персонализма развивалась под воздействием католицизма, что обусловило его религиозную ориентацию. По словам основоположника и главного теоретика персонализма Эмманюэля Мунье, «глубинный смысл человеческого существования состоит в том, чтобы переменить тайну своей души, чтобы принять в нее Царство Божие и воплотить его на земле». Таким образом, акцент делался на человеческой активности как воплощении божественных ценностей. Личность, по Мунье, находится в конфликте с действительностью, внутренние свойства личности предохраняют ее от крайностей индивидуализма и тоталитаризма. Обычную для персонализма концепцию самоусовершенствования личности Мунье дополняет концепцией социального обновления, идущего по пути «персоналистской и общинной революции», которая, будучи и духовной и экономической, должна создать условия для расцвета личности и бесконфликтности общества.

Важное место в персонализме занимает идея трансцендирования – т.е. самоопределения и развития человека с опорой на Бога (Абсолют), который направляет личность и общество.

В последней четверти 20 столетия персонализм практически сходит с философской арены. Некоторые его идеи подхватывают другие западные течения – феноменология, экзистенциализм, философская антропология и др.