Витгенштейн написал «Логико – философский трактат», который при желании можно квалифицировать как пособие по логическому неопозитивизму.
Лингвистическая философия Витгенштейна.
Людвига Витгенштейна (1889 – 1991), австрийского философа, много лет преподавшего в Кембриджском университете (Англия), довольно часто называют самым выдающимся философом 20в.
Исследования Витгенштейна находились в центре философских изысканий тогда, когда предметом анализа становился язык. Лингвистический поворот, характерной для философии 20в., во многом был осуществлен благодаря аналитической философии языка, разработанный Витгенштейном.
В «Философских исследованиях» (опубликованных после смерти в 1953г.) он критически относится к «традиционному» пониманию языка, дань которому он дал в «Логико-философском трактате». Простая концепция языка базируется на определенном понимании значения имени (слова). Считается, что слову соответствует тот объект, на который оно указывает. Из слов строятся предложения, а их совокупность, образует язык.
Слова и предложения что-то обозначают. Когда мы говорим «этот стол», «моя рука», «существует электрон», то мы всякий раз считаем значением слова или предложения некоторые объекты или процессы, происходящие с ними. Развиваемые представления кажутся вполне строгими – к чему здесь можно «придраться?» . Но позднее творчество Витгенштейна их редко критикует. Он утверждает: значение слов определяется их употреблением. Значение слова есть его употребление, а не то, что слово якобы обозначает. Допустим, слово действительно обозначает, в таком случае мы быстро придем к противоречиям. Ведь стоит начать сравнивать употребление слов детьми и взрослыми, неучеными и учеными, как сразу же выясняется известная несогласованность? Что есть рука человека? Что есть электрон? На такого рода вопросы последуют самые различные ответы, но раз так, то нет слов, которые бы обозначали, что то устойчивое, известное. Когда настаивают на том, что слово обозначает объект, то с самого начала считают объект известным, на этого то, как раз и нет.
Люди пользуются словами, в соответствии с некоторыми правилами, которые нельзя свести к правилам грамматики или логики. Речь надо вести о правилах жизни. Язык - это форма жизни. Жизнь реализуется в языке. И язык э- то форма игровой деятельности. Конкретная языковая игра непредсказуема. Слова в языковых играх, используемые для описания данного явления, не обладают полной общностью, для них характерно лишь «семейное» сходство, они похожи друг на друга. Это означает, что Витгенштейн отрицает реальность общих понятий. Итак, язык есть деятельность, форма жизненной игры. Значение слов конструируется в процессе жизни, в языковой игре. В процессе языковой игры особое значение имеют такие феномены, как вера, доверие, уверенность, убежденность. Верим мы не в отдельные предложения, а в систему предложений.
Жизнь, язык, вера – вот главные феномены человека, они изначальны, они несводимы к чему-либо иному. То, что называют законами науки – это момент языковой игры, жизни человека. Если математика имеет дело с правилами математических исчислений, то философия имеет дело с правилами языковых игр. Философская деятельность выступает как анализ жизни в форме языка. Подлинным предметом философского анализа является естественный язык, который превосходит по своему содержанию «современный» язык логики и математики. Современный язык логики и математики не следует преувеличивать. Язык логики и математики представляет собой некоторые правила игры, конструируемые в основном учеными.
Витгенштейн предложил новый способ философствования, который определил на многие годы характер западной философии.
Составляющие философии языка Витгенштейна это:
1 –тщательный анализ языковой практики (а через неё и целого ряда философских проблем);
2 – выяснение близости научных предложений и предложений повседневной жизни;
3 –подчеркивание творческого характера языковых игр;
4 –критика догматических представлений о соотношении языка и реальности, S и О.
Вместе с тем философию Витгенштейна много критиковали, обвиняя его в неправильности сведения всей сферы человеческой жизни к языковой практике, игнорирование связи между S и О.
Выводы:
Мы рассматривали различные течения позитивистской мысли. По мере перехода от «первого» позитивизма Конта ко «второму» позитивизму Маха и далее к неопозитивизму, постпозитивизму и к аналитической философии языка Витгенштейна обнаружились определенные тенденции, которые показывают характер развития одного из важнейших направлений современной западной философии, имя которому –аналитическая философия.
1.Постепенно происходит отказ от ориентации только на логику, и философы обращаются к истории науки. В этом отношении показательны работы Поппера, Лакатоса, Куна, Фейерабенда. Логика и история научного знания образуют неразрывное целое.
2.Постепенно происходит отказ от жесткого противопоставления фактов и теории. Теперь не считают что факты дают надежное, обоснованное знание, а теория, напротив, надежное, изменчивое. Выясняется, что понимание фактов невозможно без теории, т.е. они теоретически нагружены.
3.Существенно ослабевает антифилософская направленность идеологии аналитизма. Мало что остается от былого желания первых позитивистов ограничиваться лишь обобщением данных наук: теперь ставится задача философствовать так, чтобы не противоречить науке.
Постпозитивизм уже не видит жесткой границы между философией и наукой, признается неотстранимость философии от науки, а Фейерабенд вообще отказывается видеть различие между наукой и философией.
4.Происходит отказ от кумулятивизма в понимании развития знания. Считается, что накопление знания происходит не постепенно, не линейно, а в результате революционных преобразований. Теории, парадигмы несоизмеримы друг с другом.
5.От преимущественного анализа искусственных языков переходят к анализу естественного языка.
6.От атомарных представлений переходят к целостным воззрениям. Показательны в этом отношении воззрения Витгенштейна: слово имеет значение лишь в рамках целого, каковым является язык как форма жизни.
Эволюция позитивистской мысли показала, что невозможно философствовать вне широкого мировоззренческого контекста. К тому же не существует одного – единственного способа разрешения философских проблем. Витгенштейн выразил это в своем понимании язык как деятельности, деятельности по правилам. Несмотря на то что нормы и идеалы позитивистского философствования изменялись весьма существенно, незыблемым оставались требование мыслить ясно, разумно, рационально, аргументировано и доказательно, с учетом всех тонкостей языковой сферы. Опора на анализ и язык.
Придание философии аналитических черт явилось значительным достижением позитивистской мысли. Отказ от аналитичности философии представляется в наши дни анахронизмом, возвратом к давно преодоленному этапу философского знания.
Рекомендуемая литература:
1.Введение в философию. Фролов И.Т. В 2 ч., М., 1989г.
2.Мир философии. Блинников Л.В. В 2 ч., М., 1991г.
3.Краткий словарь философов. М., 1994г.
4.История философии в кратком изложении. М., 1995 (1991)г.
5.Основы философии. Спиркин А.Г. М., 1988г.
6.Философия: учебник. Алексеев П.В., Панин А.В. М., 1988г.
7.Философия. Кохановский В.П. Ростов-на-Дону, 2000г.
8.Философия. Лавриненко В.Н., Ратников В.П. М., 1999г.
9.Философия.Тихонравов Ю.В. М., 1988г.
10.Философия. Канке В.Н. М., 1996г.
11.Философия: 100 экзаменационных вопросов для студентов вузов. Ростов-на-Дону, 1998г.
12.Философия: конспект лекций. Якушев А.В. М., 2000г.
13.Философия. Радугин А.А. М., 2000г.
14.Философский энциклопедический словарь. М., 1997 (1989, 1983)гг.
15.Хрестоматия по философии. М., 2000г.
16.Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону, 1996г.
17.Абишев К.А. Философия: Учебник для студентов и аспирантов. Алматы, 2000г
18.Антология мировой философии. В 4 тт. М., 1963-1966гг
19.Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991г
20.Основы философии. Учебное пособие. Алматы., 2000г.
21.Хрестоматия по философии. А.А.Радугин. М., 1998г.