Лекция № 6. Философия марксизма.

Р.S.

Сущность является, а явление существенно.

ФИЛОСОФИЯ ДУХА (СИНТЕЗ).

 

 

Субъективный духОбъективный дух Антропология право Феноменология мораль Психология нравственность   Абсолютный дух Искусство Религия философия

 

Основной принцип философии Гегеля – панлогизм («все» и «мысль») - все есть воплощение самопознающего разума.

Основное достижение Гегеля – разработка целостного учения о законах и категориях диалектики. Диалектика у него понимается как учение о развитии, единстве и противостоянии противоположностей.

Причину развития Гегель усматривает в противостоянии противоположностей.

В диалектическом учении Гегеля указаны источник развития, трехчленная формула развития и его основные законы:

1- единства и взаимопроникновения противоположностей;

2- перехода количественных изменений в качественные;

3- отрицания отрицания.

И.Кант – ввел в теорию познания воображение, назвав это «коперниканской революцией в философии».

Г.Гегель – диалектический принцип «сущность проявляется, явление – существенно».

Г.Гегель – «Противоречие есть корень всякого движения и жизненности; лишь поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью».

Л.Фейербах – считал, что Бог есть проекция родовой человеческой сущности, это отчужденная от самого человека и превращенная в Абсолют человеческая сущность.

Л.Фейербах – поставил в центр своей философии Человека, как природное, абстрактное, биологическое существо, которое надо изучать в единстве его материальной и духовной сущности.

И.Кант – «Время есть не что иное, как форма внутреннего чувства, т.е. созерцания нас самих и нашего внутреннего состояния».

Г.Гегель – «философия – это эпоха, схваченная мыслью».

И.Кант – труды в «докритический» период: «Всеобщая естественная история и теория неба»; «Мысли об истинной оценке живых сил».

Г.Гегель - природу понимает как «инобытие идеи».

И.Фихте – исходное понятие его системы «Я».

И.Кант – «автономная воля», показывающая независимость нравственной воли от внешних обстоятельств, традиций, ценностей.

Л.Фейербах – его труды: «Критика Гегелевской философии», «Сущность христианства», «Основные положения философии будущего».

И.Кант – «человек –это всегда цель и никогда не средство».

Ф.Г. Шеллинг – «природа обладает одушевленностью».

Контрольные вопросы:

1. Какая проблема является центральной для немецкой классической философии?

2. Почему философия Гегеля становится объектом критики Фейербаха? Какая форма знания, с точки зрения Фейербаха, должна сменить традиционную метафизику?

3. Какова роль немецкой классической философии в развитии философии?

Рекомендуемая литература:

1.Введение в философию. Фролов И.Т. В 2 ч., М., 1989г.

2.Мир философии. Блинников Л.В. В 2 ч., М., 1991г.

3.Краткий словарь философов. М., 1994г.

4.История философии в кратком изложении. М., 1995 (1991)г.

5.Основы философии. Спиркин А.Г. М., 1988г.

6.Философия: учебник. Алексеев П.В., Панин А.В. М., 1988г.

7.Философия. Кохановский В.П. Ростов-на-Дону, 2000г.

8.Философия. Лавриненко В.Н., Ратников В.П. М., 1999г.

9.Философия.Тихонравов Ю.В. М., 1988г.

10.Философия. Канке В.Н. М., 1996г.

11.Философия: 100 экзаменационных вопросов для студентов вузов. Ростов-на-Дону, 1998г.

12.Философия: конспект лекций. Якушев А.В. М., 2000г.

13.Философия. Радугин А.А. М., 2000г.

14.Философский энциклопедический словарь. М., 1997 (1989, 1983)гг.

15.Хрестоматия по философии. М., 2000г.

16.Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону, 1996г.

17.Абишев К.А. Философия: Учебник для студентов и аспирантов. Алматы, 2000г

18.Антология мировой философии. В 4 тт. М., 1963-1966гг

19.Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991г

20.Основы философии. Учебное пособие. Алматы., 2000г.

21.Хрестоматия по философии. А.А.Радугин. М., 1998г.

 

 

1. Предпосылки возникновения марксизма.

2. Основные идеи и принципы диалектического материализма.

3. Материалистическое понимание истории.

4. Философские школы марксизма.

Учебная цель: рассмотреть исторические условия, социально-экономические причины, теоретические предпосылки возникновения марксизма; дать характеристику понимания материи, движения, пространства, времени как предмета диалектико-материалистического исследования, основных произведений К.Маркса и Ф.Энгельса, а также материалистическое понимание истории и категории общественно-экономической формации.