Идея онтологии (учения о бытии): Отождествление бытия и мышления, сведения всех процессов к процессу мышления. Мышление – первооснова всего сущего.

Диалектическая философия Г.Гегеля.

Третья книга «Критика способности суждения». В ней Кант выдвигает идею всеобщей целесообразности.

Целесообразность – выступает у Канта универсальным принципом, как для природы (единого гармоничного мира), так и для человека, обладающего способностью к художественному творчеству, сопровождаемому чувством удовольствия.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831). (Романтик иенской школы).

Первое крупное произведение «Феноменология духа»(1807). Феноменология – это учение о феноменах (явлениях) сознания в их историческом развитии, причем сам путь сознания – это развитие от чувственной достоверности до философского знания. Далее «Наука логики» (1816) и «Энциклопедия философских наук» (1817).

Подверг пересмотру кантовское понятие трансцендентального субъекта. Им были выдвинуты и разработаны:

1) теория объективного идеализма (центральным понятием которой является абсолютная идея – Мировой дух).

2) Диалектика – как всеобщий философский метод.

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ГЕГЕЛЕВСКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ СИСТЕМЫ: ЛОГИКА, ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ, ФИЛОСОФИЯ ДУХА.

Логика – представляет исходную и важнейшую часть всей гегелевской системы, т.к. она рассматривает абсолютную идею, которая составляет существо всей действительности.

Абсолютная идея – это единственно существующая подлинная реальность; первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений; мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить.

Отчуждение – абсолютный дух, о котором нельзя сказать ничего определенного, отчуждает себя в виде: окружающего мира, природы, человека, а затем, после отчуждение через мышление и деятельность человека, закономерный ход истории, возвращается снова к самому себе. Происходит круговорот Абсолютного духа: Мировой (абсолютный) дух – отчуждение – окружающий мир и человек - мышление и деятельность человека – реализация духом самого себя через мышление и деятельность человека – возвращение Абсолютного духа к самому себе.

Человек – носитель абсолютной идеи. Сознание каждого человека – частица Мирового духа.

ЛОГИКУ Гегель подразделяет на учение о бытии, сущности и понятии. Начало всего – чистое ничто, т.к. оно есть в то же время и чистая мысль. Бытие и ничто переходят друг в друга, происходит становление, в котором и бытие, и ничто одновременно упраздняются и сохраняются. В этом процессе выявляются три основных момента бытия, его триада: бытие (тезис), ничто (антитезис), становление (синтез). Этот принцип триады Гегель проводит через весь анализ категорий. В результате становления возникает наличное бытие, обладающее некой определенностью.

 

1-ЛОГИКА. (тезис)

 

Бытие Сущность Качество чистая сущность Количество явление мера действительность Понятие Субъективное понятие объект идея

 

 

 

2- ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ (антитезис)

 

МеханикаФизика Пространство и время магнетизм Материя и движение электричество Всемирное тяготение химизм   Органика Геология Ботаника зоология