Трансцендентальным сознанием Кант называет самостоятельность познающего субъекта.
P.S.
Дж.Беркли – на вопрос о существовании внешнего мира отвечал «Не знаю!».
Геоцентризм – система взглядов, считающая Землю центром Вселенной.
Гелиоцентризм – система взглядов, считающая Солнце центром Вселенной.
Пантеизм – отождествление Бога с мировым целым.
Д.Бруно: «Природа есть Бог в вещах».(Представитель натуралистического пантеизма). 10 марта 1610 года «открыл» бесконечное множество миров.
П.Гольбах: Основное произведение «Система природы» (1770).
Б.Паскаль характеризовал человека как «мыслящий тростник».
Д.Юм – скептик. Действительность – это совокупность наших ощущений». Его труд: «Исследование о человеческом разуме». Отношение к идеи причинности: «после» еще не означает «потому».
Т.Гоббс – «война всех против всех» - естественное состояние.
Г.Лейбниц – ввел ключевое понятие «монада»; автор учения о множественности субстанций.
Ламетри – автор работы «Человек-машина».
Альберти – итальянский гуманист считавший, что «человек – это счастливый смертный Бог».
Дж.Беркли: «Существовать (быть), значит, быть воспринимаемым».
Дж.Локк – «душа ребенка – чистый лист».(tabula rasa – лат. чистая доска).
Солипсизм – (единственный и сам) –признание того, что единственная реальность – это реальность в сознании индивида.
Ф.Бэкон – считал, что вред познанию приносят 4 рода «идолов».
Гельвеций – философ-просветитель автор произведения « Об уме».
Ж.Ж. Руссо – автор лозунга, идеи «Назад к природе», «Природа всегда улыбается мне».
Бэкон, Гоббс, Локк, Беркли, Юм – являются представителями эмпиризма.
Вольтер – французский просветитель: «Если бы не было идеи Бога, ее следовало бы измыслить».
Контрольные вопросы:
1. Какой статус приобретает философия в Новое время?
2. В каких категориях с наибольшей полнотой выражено мировоззрение Нового времени?
3. Какие проблемы определяют характер дискуссий в философии Нового времени?
4. Каково назначение человека в философских учениях 17 века?
5. В какой философской концепции, на ваш взгляд, наиболее адекватно выражено мировоззрение 17 века?
Рекомендуемая литература:
1.Введение в философию. Фролов И.Т. В 2 ч., М., 1989г.
2.Мир философии. Блинников Л.В. В 2 ч., М., 1991г.
3.Краткий словарь философов. М., 1994г.
4.История философии в кратком изложении. М., 1995 (1991)г.
5.Основы философии. Спиркин А.Г. М., 1988г.
6.Философия: учебник. Алексеев П.В., Панин А.В. М., 1988г.
7.Философия: уч.пос. под ред. Кохановского В.П. Ростов – на – Дону., 2000г.
8.Философия. Лавриненко В.Н., Ратников В.П. М., 1999г.
9.Философия: уч.пос. Тихонравов Ю.В. М., 1988г.
10.Философия. Канке В.Н. М., 1996г.
11.Философия: 100 экзаменационных вопросов для студентов вузов. Ростов – на – Дону. , 1998г.
12.Философия: конспект лекций. Якушев А.В. М., 2000г.
13.Философия. Радугин А.А. М., 2000г.
14.Философский энциклопедический словарь. М., 1997 (1989, 1983)гг.
15.Хрестоматия по философии. М., 2000г.
16.Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов – на – Дону., 1996г.
17.Абишев К.А. Философия: Учебник для студентов и аспирантов. Алматы, 2000г
18.Антология мировой философии. В 4 тт. М., 1963-1966гг
19.Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991г
20.Основы философии / Учебное пособие. Алматы., 2000г.
21.Хрестоматия по философии / сост. И ред. А.А.Радугин. М., 1998г.
Лекция 5. Немецкая классическая философия.
1. Общая характеристика немецкой классической философии.
2. И. Кант и немецкая классическая философия.
3. Диалектическая философия Г.Гегеля.
Учебная цель: изучить основные направления немецкой философии XIX века, ее значение; периодизацию философии Канта; общую характеристику творчества Гегеля; общее понятие субъективного и объективного идеализма; основные направления немецкого материализма 19 века.
Ключевые слова:субъективный идеализм, объективный идеализм, материализм.
1. Общая характеристика немецкой классической философии.
В немецкой философии 19 века можно выделить следующие основные направления:
1) немецкая классическая философия – первая половина 19 века.
2) материализм – середина и вторая половина 19 века.
3) иррационализм – вторая половина и конец 19 века – «философия жизни».
Немецкая классическая философия повернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание) к исследованию человеческой сущности. Особое внимание уделила проблеме развития. Значительно обогатила логико-теоретический аппарат философии. Взглянула на историю как целостный процесс.
Основоположник нкф считается Иммануил Кант (1724-1804).
В немецкой классической философии были представлены 3 ведущих философских направления:
1) объективный идеализм; (Кант – дал объяснение возникновению Солнечной системы на основе законов Ньютона, выдвинул теорию о наличии границ познавательной способности человека и невозможности познать внутреннюю сущность вещей и явлений окружающего «вещей в себе», выдвинул учение о категориях, сформулировал моральный закон «категорический императив», выдвинул идею «о вечном мире». Гегель – отождествил бытие и мышление, выдвинул учение об абсолютной идее, разработка диалектики. Шеллинг – обосновал понимание природы с позиций объективного идеализма.)
2) субъективный идеализм; (Фихте – «Я-концепция»).
3) материализм; (Фейербах – выдвинул материалистическую картину мира, доказывал отсутствие Бога).
Материализм был представлен также марксистской философией и творчеством вульгарных материалистов.
Основоположники марксизма К.Маркс и Фр.Энгельс – выдвинули последовательно материалистическую картину мира. Показана роль экономики, производства для материального и общественного бытия. Осмысление философских проблем с позиций диалектики - диалектического материализма. Рассматривала историю как целенаправленный и закономерный процесс – исторический материализм.
Вульгарный материализм – разновидность немецкого материализма 19 века (Фохт, Бюхнер, Молешот) смотрели на проблемы человека, окружающего мира, познания исключительно с позиций естественных наук (физики, химии, биологии).
Во 2 пол. 19 века особое распространение в Германии получили идеи иррационализма. Иррационализм – направление философии, отрицавшее объективные законы бытия и истории, диалектику, воспринимавшее окружающий мир и историю как хаос, цепь случайностей. Основоположником иррационализма считается Артур Шопенгауэр. «Философия жизни» - ставит в центр внимания не отвлеченные понятия – бытие, материя, идея и т.д., а бытие человека в мире – т.е. жизнь, единственную реальность для человека. Основоположник – Фр.Ницше (1844-1900). Легла в основу современных философских направлений – прагматизма и экзистенциализма.
2. И. Кант и немецкая классическая философия.
Все творчество И.Канта можно разделить на 2 периода:
Первый – «докритический» (1746-1760 гг.).
Второй – «критический» (1770 и до 1804).
Первый «докритический период» - философский интерес был направлен на проблемы естествознания и природы. Выдающийся трактат этого периода «Всеобщая естественная история и теория неба».
Второй «критический» период. Критика у Канта – это критическое рассмотрение догматизма (рационалистическая метафизика от Декарта до Лейбница); критическое исследование познавательных способностей человека. Выход трех фундаментальных философских произведений:
Первая книга «Критика чистого разума». В работе Кант отстаивает идею агностицизма – невозможности познания окружающей действительности.
В субъекте Кант различает два уровня: эмпирический и трансцендентальный. К эмпирическому уровню субъекта относятся индивидуально-психологические особенности человека, к трансцендентальному – всеобщие определения, составляющие принадлежность человека как такового, его родовую принадлежность.
Трансцендентальная логика Канта: 1) не вникает в сугубо субъективные процессы, сопровождающие познание и осознание мира. 2) Содержательна. В ней дается связь познающего мышления с чувственными представлениями, т.е. созерцаниями. Только из соединения чувственности и рассудка возникает знание. Рассудок обладает активностью, а чувственность – пассивностью. Вывод: трансцендентальная логика исследует рассудок с точки зрения его априорных форм и структур. Важнейший вопрос для нее – вопрос о применении «чистых понятий», категорий, т.е. доопытного, в человеческом опыте.
Трансцендентализм утверждает, что человек получает впечатления от внешнего мира через чувственность; явление отгораживает нас от вещи самой по себе.
Познавательные возможности (способности) человеческого разума ограничены ( т.е. разум не может всего). Как только разум человека со своим арсеналом познавательных средств пытается выйти за собственные рамки (возможности) познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия – антиномии (противоречия). По, Канту, попытка разума дать теоретический ответ на вопрос о том, что такое мир как безусловное целое, приводит к противоречащим друг другу ответам на этот вопрос. Кант выделяет 4 антиномии:
1) ограниченность пространства: мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве. Мир не имеет начала во времени и безграничен.
2) Простое и сложное.
3) Свобода и причинность.
4) Наличие Бога.
Наличие антиномий – доказательство наличия границ познавательных способностей разума.
И.Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности и выделяет 3 понятия характеризующих знание:
1) Апостериорное знание – знание, которое получает человек в результате опыта.
2) Априорное знание – доопытное, т.е. то, которое существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства.
3) «Вещь в себе» - одно из центральных понятий всей философии Канта, - это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом.
Кантом было выдвинуто учение о категориях – предельно общих понятиях, с помощью которых можно описать и к которым можно свести все сущее. ( Т.е. нет таких вещей или явлений окружающего мира, которые не обладали бы признаками, характеризуемыми данными категориями). Категорий – 12. Он их делит на 4 класса по 3 в каждом. Данными классами с категориями являются:
1- Количество: единство, множество, цельность.
2- Качество: реальность, отрицание, ограничение.
3- Отношение: субстанциональность (присущность) и акциденция (самостоятельность); причина и следствие; взаимодействие.
4- Модальность: возможность и невозможность; существование и несуществование; необходимость и случайность.
Основной вывод Канта – рассудок диктует законы природе. Под природой Кант понимал связь существования явлений по законам, и эти законы априорны, и они делают природу возможной. Природа для Канта реальна лишь в «эмпирическом смысле», т.е. как мир явлений. Если вещи сами по себе непознаваемы, то явления вполне познаваемы.
Кант различает феномены и ноумены: феномены – явления, ноумены – не вещи сами по себе, которые непознаваемы, но реально существуют, а то, что реально не существует, но умопостигаемо.
Вторая книга «Критика практического разума». «Практический разум» по Канту – это нравственность. Главные вопросы произведения: Какой должна быть мораль? Что есть моральное (нравственное) поведение человека?
Чистая нравственность – признанное всеми добродетельное общественное сознание, которое отдельный индивид воспринимает как свое собственное. Нравственность регулирует поведение человека. Основные понятия нравственности: добрая воля, моральный закон, долг. Воля определяется моральным законом. Максима – это субъективный принцип веления, закон – это объективный принцип веления.
И.Кант сформулировал моральный закон, который имеет высший и безусловный характер, и назвал его категорическим императивом: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства».Понимается следующим образом: человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех; человек должен относиться к другому человеку только как к цели, а не как к средству. Императив – повеление; всеобщее правило.