Субъективный идеализм Дж.Беркли и агностицизм Д.Юма.
Согласно его учению, монада не является чувственно постижимой: ее можно постичь лишь разумом. (Сопоставимо с «миром идей» Платона, которые можно познать только разумом). Каждая монада – это некий самостоятельный мир, отражающий в себе весь мировой порядок. Высшая монада – Бог (абсолют).
Монадология Лейбница носит объективно-идеалистический характер. Она примечательна диалектическими догадками, среди которых – идеи о динамическом понимании процессов природы и о взаимосвязи через монады всех форм проявлений жизни: Лейбниц считал, что вся природа является органической, живой.
Философская система Лейбница явилась результатом творческой переработки античной, средневековой и современной ему философии.
Джордж Беркли (1685-1753), английский философ, относимый к традициям субъективного идеализма, продолжил эмпирико-сенсуалистическую линию в европейской философии.
Беркли настаивал на ощущении, т.е., комбинации ощущений и есть, по Беркли, окружающие нас вещи. Мыслитель выдвинул принцип: «Существовать, - значит быть воспринимаемым». Он писал: «А что же мы воспринимаем, как не свои собственные идеи или ощущения?». Он стал считать ощущения единственной воспринимаемой человеком реальностью.
Беркли вводит четыре вида существования:
1 – существовать – быть воспринимаемым;
2 – существовать – воспринимать;
3 – существовать в воображении возможного восприятия;
4 – существование, бытие вещей и всего мира – в Боге.
Одной из основных задач своей философии Беркли считал критику материализма и атеизма.
Он отверг даже само допущение существования материи. Отвергая бытие материи, он обосновывает существование духовного бытия, подразделяемого им на:
1 – идеи – непроизвольные и пассивные субъективные качества, воспринимаемые нами;
2 – души – активные и деятельные, которые обладают способностью воспринимать идеи (разум), вызывать их или воздействовать на них (воля).
Беркли полагал, таким образом, что не может быть общей отвлеченной идеи материи, как впрочем, и отвлеченной идеи протяжения, пространства и т.д. Он стремился доказать, что ум человека вообще не может образовать общую отвлеченную идею, а лишь общую идею вещи.
Хотя Беркли придерживался принципов субъективного идеализма, но, стремясь защитить свою позицию, он решил подкрепить ее переходом на объективно-идеалистические позиции. В частности, философ высказал такие суждения: если даже все воспринимающие субъекты исчезнут (а существовать, по Беркли, - значит восприниматься субъектом), то ни одна вещь все же не исчезнет. Все они продолжат существование в уме Бога в качестве суммы «идей», т.е. продолжат восприниматься им.