В области теории познания Спиноза продолжал линию рационализма.
Проблема субстанции Б.Спинозы. Философия Г.В.Лейбница. Учение о монадах.
Барух (Бенедикт) Спиноза (1632-1677) – голландский мыслитель. На формирование его философской системы оказали влияние философские системы Р.Декарта и Т.Гоббса.
Учение о субстанции как единой, вечной и бесконечной природе легло в основу философской системы Спинозы. Оно изложено в его знаменитом труде «Этика». (Примечание: Субстанция – одна; Модусов – множество).
Спиноза полагал, что существует только одна субстанция – природа, которая есть причина самой себя, т.е. не нуждается ни в чем другом для своего существования. «Под субстанцией я разумею то, что существует само в себе и представляется само через себя». Взглядам Спинозы присущмонизм.
Выступая с монистических позиций, Спиноза обосновал положение о субстанциональном единстве мира.
По Спинозе, с природой отождествляется Бог, который не является личностью, а представляет собой бесконечное существо, наделенное бесконечным множеством атрибутов. Учение Спинозы носит пантеистический характер и в то же время содержит атеистические идеи: признание отождествленного с природой, растворенного в ней Бога, является одновременным отрицанием существования Бога как внеприродного (надприродного) или сверхприродного существа.
Субстанция обладает двумя главными атрибутами (свойствами):
1) мышлением;
2) протяжением, распространенностью.
Посредством этих свойств человеческий ум воспринимает субстанцию в ее конкретности. Нет никакой причины, которая бы стимулировала субстанцию к действию, кроме нее самой. Это необусловленное бытие.
Модусы – конечные вещи, они зависят от внешней причины, им присущи качества: изменение, движение; между модусами существует взаимодействие.
Единичные, конкретные вещи (модусы) – это природа сотворенная. Модусов существует бесчисленное множество.
Познание состоит из нескольких ступеней:
1-я низшая – это чувственное познание, которое неадекватно отражает предмет и часто ведет к заблуждению.
2-я ступень - это понимание, основывающееся на рассудке и разуме. Источник достоверных истин. (Истины, полученные на 2-ой ступени, требуют доказательств).
3-я ступень – интуиция, фундамент достоверного знания. Истины, получаемые посредством интуиции, наиболее ясны и отчетливы. Они не зависят ни от какого опыта.
Спиноза занимался разработкой этических проблем. В центре его внимания – вопрос о свободе. Понятие свободы не противоречит понятию необходимости. Свобода есть познание необходимости, т.е. ясное и отчетливое осознание того, что необходимо. Эту мысль Спиноза выразил в знаменитой формуле: «Свобода – это осознанная необходимость». Для Спинозы свобода проявляется в господстве разума над чувствами, в торжестве страсти к познанию над всеми другими человеческими страстями, над радостью, печалью, влечением.
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) – немецкий философ, математик, физик, общественный деятель, выдвинул учение о множественности субстанций.Он назвал эти самостоятельно существующие субстанциимонадами.Реальный мир состоит из бесконечного числа мельчайших элементов – монад (отсюда название метафизики Лейбница – монадология). Монада – это обладающая активностью и самостоятельностью духовная единица бытия, психически деятельная субстанция, неделимый первоэлемент. Монады находятся в непрерывном изменении, гармонии, не оказывают воздействия друг на друга, однако каждая монада развивается в соответствии с общим развитием остальных и, следовательно, всего мира.