Первая проблема состояла в том, чтобы обнаружить очевидные истины, лежащие в основе всего нашего знания.

Автор работы «Животное - машина».

Таким образом, лучшим путем познания является эмпиризм, основанный на индукции.

Согласно Бэкону: Природа – это совокупность черт, которые наделены многообразными качествами.

Материя – это объективное многообразие чувственно воспринимаемых качеств, причем материя обладает движением, которое истолковывается не только как механическое перемещение (всего, по Бэкону, существует 19 видов движения).

Бог – всемогущий и непознаваемый. (Прогресс естествознания, хотя и губит суеверия, но укрепляет веру.).

Классификация наук: В основе лежат способности человеческой души: память, воображение, разум. Соответственно главные науки: история, поэзия, философия.

После смерти Бэкона была опубликована утопия «Новая Атлантида», в которой развивается мысль о преобразовании производственных основ общества с помощью науки и техники, о научно-техническом прогрессе как залоге неограниченной власти человечества над природой и над самим собой. (Согласитесь, а представляется весьма современной.).

Наиболее значительные последователи эмпирической линии в философии Нового времени: Т.Гоббс, Д.Локк, Дж.Беркли, Д.Юм – в Англии, Э.Кондильяк, К.Гельвеций, П.Гольбах, Д.Дидро и др. – во Франции.

Рене Декарт (Картезий) (1596 - 1650) родился в семье, принадлежавшей к знатному роду, что предопределяло его будущее на стезе воинской службы. В школе иезуитов, которую закончил Декарт, у него обнаружилась сильная склонность к занятиям математикой и безусловное неприятие схоластической традиции. Ратная жизнь (а Декарту пришлось участвовать в Тридцатилетней войне) не привлекала мыслителя и в 1629 г. он оставляет службу, удаляется от света, избирает местом своего пребывания самую свободную тогда страну Европы - Голландию - и в течение 20 лет занят исключительно научными трудами. В 1649 г. он принимает приглашение шведской королевы Христины помочь ей основать Академию Наук. Непривычный для философа режим дня (встречи с "царственной ученицей" в 5 часов утра), суровый климат Швеции и напряженная работа стали причиной его преждевременной кончины.

В отличие от Бэкона обращался не к опыту, а к разуму.

Своей задачей Декарт ставил создание философии на основе математики.

В основе «картезианской революции» - критическое отношение к традиционным убеждениям (критизм).

Он выдвинул основные направления критизма:

1) искоренение предрассудков;

2) критика сенсуализма; (чувственные восприятия, не подвергнутые анализу и проверке разумом, могут вводить в заблуждение и не являться сами по себе гарантами достоверного познания).

3) методическое сомнение.

Отправной точкой философствования Декарта становится общая им с Бэконом проблема достоверности знания. Декарт искал признаки достоверности познания в сфере самого знания, его внутренних характеристик. Декарт стремился к разгадке тайны высочайшей надежности и неотразимой привлекательности математических доказательств. Их ясность и отчетливость он справедливо связывает с глубокой работой анализа. В результате сложные проблемы удается разложить на предельно простые и дойти до уровня, на котором истинность или ложность утверждения может быть усмотрена непосредственно, как в случае математических аксиом. Располагая такими очевидными истинами, можно уверенно проводить доказательства, относящиеся к сложным и заведомо неясным случаям.

Декарт развивает специальное учение о методе, которое он сам резюмирует в следующих четырех правилах:

1) Не принимать ничего на веру, в чем с очевидностью не уверен. Избегать всякой поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению;

2) Разделять каждую проблему, избранную для изучения, на столько частей, сколько возможно и необходимо для наилучшего ее разрешения;

3) Располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу;

4) Делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено.

Эти правила можно обозначить соответственно как правила очевидности (достижение должного качества знания), анализа (идущего до последних оснований), синтеза (осуществляемого во всей своей полноте) и контроля (позволяющего избежать ошибок в осуществлении, как анализа, так и синтеза). Продуманный так метод следовало применить теперь к собственно философскому познанию.

Декарт предлагает с этой целью прибегнуть к методическому сомнению. Только с его помощью можно отыскать истины, усомниться в которых невозможно.

Сомнение не допускает никаких догматов. Сомнение – метод познания, основанный на рационалистическом критерии истины.

Картезианское сомнение – не скептицизм. Это защита рационализма, преодолевающие всякие сомнения. Скепсис Декарта – скепсис методологический, который должен привести к первичной достоверности.

Философия Декарта является защитой не Божественного разума, а нашего собственного, земного, человеческого. Не восстановление Бога как гаранта истины, а рационалистически обоснованное право на сомнение в его бытии.

Можно ли сомневаться в своем собственном существовании, в существовании мира, Бога? В том, что у человека две руки и два глаза? Подобные сомнения могут быть нелепы и странны, но они возможны. В чем же нельзя усомниться? Заключение Декарта лишь на первый взгляд может представиться наивным, когда он такую безусловную и неоспоримую очевидность обнаруживает в следующем: я мыслю, следовательно, существую (лат., cogito, ergo sum). Справедливость несомненности мышления подтверждается здесь самим актом сомнения как актом мысли. Мышлению отвечает (для самого мыслящего "Я") особая, неустранимая достоверность, заключающаяся в непосредственной данности и открытости мысли самой себе.

Декарт получил лишь одно несомненное утверждение - о самом существовании познающего мышления.

Среди идей нашего мышления находится идея Бога, как Совершенного Существа. А весь опыт самого человека свидетельствует о том, что мы, люди, существа ограниченные и несовершенные. Каким же образом эта идея оказалась присуща нашему уму? Декарт склоняется к единственно оправданной на его взгляд мысли, что сама эта идея вложена в нас извне, а ее творец и есть Бог, создавший нас и вложивший в наш ум понятие о себе как о Совершеннейшем Существе. Но из этого утверждения вытекает необходимость существования внешнего мира как предмета нашего познания. Бог не может обманывать нас, он создал мир, подчиняющийся неизменным законам и постижимый нашим разумом, созданным им же. Так, Бог становится у Декарта гарантом постижимости мира и объективности человеческого познания. Благоговение перед Богом оборачивается глубоким доверием к разуму.

Вся система аргументации Декарта делает вполне понятной его мысль о существовании врожденных идей в качестве одного из основоположений рационалистической теории познания.

Врожденные идеи (истины) – не готовые, сформулированные истины, а лишь задатки или предрасположения ума к аксиомам, положениям.

Именно врожденным характером идей объясняется сам эффект ясности и отчетливости, действенности интеллектуальной интуиции, присущей нашему уму. Углубляясь в него, мы оказываемся способными познавать сотворенные Богом вещи. Ясность и отчетливость представлений являются, поэтому и критериями истинности (достоверности) наших знаний.

В процессе познания исключительную роль Декарт отвел дедукции (от общего к частному).

Смысл дедуктивного метода – в процессе познания опираться только на абсолютно достоверные знания и с помощью разума, используя достоверные логические приемы, получить (выводить) новые, также достоверные знания.

Основная черта философии Декарта – дуализм, двойственность:

1) дуализм двух субстанций – мышления и материи, души и тела;

2) дуализм идеалистической метафизики и материалистической физики;

3) дуализм механицизма (метафизики) и диалектики как теории развития;

4) дуализм рационализма и религиозной веры.

Декарт полагает, что все возможные вещи составляют две самостоятельных и независимых друг от друга (но не от создавших их Бога) субстанции – духовную (нематериальную) и телесную (материальную). Эти субстанции познаются нами в их основных атрибутах; для тел таким атрибутом является протяжение, для душ - мышление.

Субстанция – это такая вещь, которая для своего существования не нуждается ни в чем, а только в самой себе. (Совершенная субстанция только – Бог).

Телесная природа последовательно представлена у Декарта концепцией механицизма. Вечно движущийся мир, подчиненный законам механики, исчислимый математико-геометрическим образом, заготовлен для триумфального шествия математического естествознания. Природа - чисто материальное образование, ее содержание исчерпывается исключительно протяжением и движением. Основными ее законами являются принципы сохранения количества движения, инерции и первоначальности прямолинейного движения. На основе этих принципов и методически контролируемого построения механических моделей, разрешимы все познавательные задачи, обращенные к природе. Таким образом, миропонимание Декарта было кинетическим, оно носило законченный механический характер. Если Галилей доказал вращение Земли, то Декарт доказал ее становление, и не только Земли, но и всей Солнечной системы, и всех образующих ее звезд, планет, комет.

Наиболее трудная проблема философии Декарта отношение души и тела у человека. Если у животных нет души, и они представляют собой бездушные автоматы, то в случае человека это очевидным образом не так. Человек способен управлять своим телом с помощью ума, а ум - испытывать на себе влияние тела. Сложность проблемы заключалась в объяснении воздействия двух совершенно разных по своей природе субстанций. Душа едина, непротяженна и неделима. Тело протяженно, делимо и сложно. Основные моральные установки картезианства легко извлекаются из общей направленности его философии. Одно из жизненных правил Декарта звучит так: "Побеждать скорее себя самого, нежели судьбу, и менять скорее свои желания, чем мировой порядок; верить, что нет ничего, что было бы целиком в нашей власти, за исключением наших мыслей".

Наиболее крупные представители рационализма после Декарта -Б.Спиноза, Г.Лейбниц.