Схоластика: Пьер Абеляр. Реализм и номенализм. Фома Аквинский. Уильям Оккам.

Цель – изложение и доказательство истины откровения посредством разума, т.е. философии. Задачи: с помощью разума проникнуть в истины веры и приблизить их содержание к мыслящему духу человека; при помощи философских методов придать религиозной истине систематическую форму; исключить критику святых истин, используя философские аргументы. Сущностью схоластической «диалектики» является ее формальное рассуждение о понятиях, категориях без рассмотрения их реального содержания. Все подчинено авторитету христианского вероучения.

Начало схоластики приходится на 9 столетие. Схоластика – «школьная философия»; представители которой, схоласты, стремились на рациональной основе обосновать и систематизировать Христианское вероучение.

Различие между схоластикой и патристикой: в период патристики стояла задача создания систематической догматики из того, что содержалось в Священном Писании; схоластики уже располагали догматической конструкцией; их задача – сделать ее доступной для вновь перешедших в христианство, вообще для необразованных людей.

Первым отцом схоластики называют Иоанна Скота Эриугену (810-877). Его главное произведение «О предопределении». У него проявляются пантеистические выводы: отождествляет Бога с природой.

Схоластическое философское мышление сосредоточивалось на двух проблемах:

1) спор номинализма и реализма;

2) доказательство существования Бога.

В схоластике считалось, что истина уже дана в библейских текстах, и, чтобы выявить ее, вывести всю полноту ее логических следований, необходимо применить систему правильно построенных силлогизмов ( силлогизм – форма дедуктивного умозаключения). В этом отношении схоластика опиралась на формальную логику Аристотеля. Схоластика со стороны своей техники характеризуется как «схоластический рационализм».

Представителем теологического рационализма был Ансельм Кентерберийский (1033-1109). Его девиз: «Вера ищет разум». Он считал, что, все догматы христианского вероучения могут и по возможности должны быть подкреплены рациональным обоснованием. Ансельмовский принцип: «Верю, чтобы понимать». Толкования этого принципа: «Верю, а потому знаю» и «Не только верить, но и понимать»; вера предшествует разуму. Положения веры не только образуют посылки рассуждения, но предопределяют и выводы, к которым человек обязан прийти в процессе уразумения.

Пьер Абеляр (1079-1142) – один из самых значительных философов периода схоластики. Провозглашает задачу рационально обосновать богооткровенные истины. Абеляровский принцип:веровать должно лишь такой истине, которая стала понятна для разума. Только философия может достичь истины. По вопросу универсалий Абеляр полагал, что универсалии суть в вещах.