Апологетика и патристика. Августин Аврелий.

Апологетика – это качественный скачок христианского мировоззрения, а именно: переход христианства на теоретическую основу (например, отождествление логоса с Иисусом Христом), начало философии на христианской почве.

Другим вариантом раннехристианского теоретизирования был гностицизм, возникший в 1 в. и достигший расцвета во 2 в. Основой этого учения был поиск высшего знания как источника истины и спасения (Климент, Ориген, Маркион и др.).

Патристика (от лат. pater – отец) – термин, относимый к совокупности философских, теологических, социально-политических доктрин «отцов церкви» - христианских мыслителей 2 -8 вв. н.э.

Патристика – это совокупность методов и принципов христианского философствования, синтез религиозных ценностей христианства и философского наследия античности (слияние христианского содержания и понятийной структуры античной философии: объединение христианства с платонизмом).

Исходный пункт теоретизирования в патристикетекст Священного Писания как источник истины. Метод теоретизирования в патристике – религиозно-философская герменевтика. Из античных философских систем, повлиявших на развитие патристики, следует отнести стоицизм, платонизм, неоплатонизм, по отношению, к системе которого сложились два наиболее общих метода христианского философствования:

1) невозможность познания Бога, к которому приближает только вера;

2) возможность делать предположения о проявлениях Бога, доступных чувственному восприятию и разуму.

Августин Аврелий (354-430) – наиболее яркий представитель патристики. Главное произведение Августина «О граде божьем».

Центральный пункт философии Августина – Бог. Его философия теоретична. Бог – представляет собой высшую сущность, он единственное в мире, что не зависит ни от кого и ни от чего. Все остальное определяется Божественной волей и зависит от нее.

Центральной идеей философии Августина является личность в конкретно-эмпирическом и абсолютном измерении, вокруг которой группируются его основные теоретические построения (зафиксированные в соответствующих трактатах):

1) христианская герменевтика («О христианском учении»);

2) теология и антропология в историческом измерении (мистически осмысленная диалектика истории – «О граде Божием»);

3) христианская этика (проблема моральной личности и ее религиозно-психологических характеристик – «О свободном решении», «Исповедь»);

4) философская теология (учение об абсолютной личности и ее тринитарной структуре – «О троице»).

Креационистская доктрина: Бог первичен, т.е. выступает причиной любого существования и всех изменений в мире. Бог сотворил мир и продолжает постоянно творить его. Проблема творения (креационизм) раскрывается Августином с различных сторон. Августин стоит на позициях дуализма Бога и мира: природа и человек созданы Богом и полностью зависят от него, Бог же от человека и природы никак не зависит.

Проблема теодицеи: оправдание Бога за существующее зло.

Августин превозносит веру за счет разума. Им провозглашена формула «Верую, чтобы понимать», по которой вера предшествовала пониманию.

В вопросах познания он считал, что чувственное познание не способно дать достоверного знания и только человеческий ум в состоянии преодолеть скептицизм. Августин утверждал, что человек не может сомневаться в своем мышлении. «Всякий, кто сознает, что он сомневается, сознает это (свое сомнение) как некоторую истину».

Моральная доктрина. Безграничная любовь к Богу. «Когда человек живет по человеку, а не по Богу, он подобен дьяволу» - пишет Августин. Отсюда аскетизм учения Августина. Цель человеческой жизни – счастье, которое состоит в познании Бога и испытании души.

Философия истории. Понимание истории Августином является провиденциалистским, т.к. власть и воля Бога распространяются им не только на жизнь отдельного человека, но и на все общество, его историю. Все происходящее в мире определяется борьбой двух царств: царства Божьего и царства земного. Августин переносил дуализм Бога и природы на общественное развитие. Божье царство состоит из людей избранных, на которых снизошла Божественная благодать к спасению, земное царство состоит из людей, которые обречены на греховную жизнь.