Истоки и зарождение средневековой европейской философии.

Лекция 3. Средневековая европейская философия.

1. Истоки и зарождение средневековой европейской философии.

2. Апологетика и патристика. Августин Аврелий.

3. Схоластика: Пьер Абеляр. Реализм и номенализм. Фома Аквинский. Уильям Оккам.

Учебная цель: изучение общих понятий и основных черт средневековой теологической философии; идеи творения и откровения; проблемы добра и зла; разделение сущности и существования в средневековой теологической философии.

Ключевые слова:теоцентризм, провиденциализм, креационизм, теодицея,апологетика, патристика, схоластика, реализм, номинализм.

Геополитические изменения в Европе в 4-5 вв.н.э. (гибель Римской империи, образование варварских государств) сопровождались существенными мировоззренческими сдвигами. Упадок и гибель античной философии означали наступление эпохи интеллектуального и идеологического вакуума. Средневековая европейская философия – продолжительный и содержательный этап в истории философии, охватывающий период со 2 по 15 вв. и условно подразделяемый на следующие периоды:

1) период христианской апологетики и патристики (2-8 вв.).

2) период схоластики (9-15 вв.).

Говоря об истоках философии средневековой Европы, необходимо отметить, что она появилась и развивалась как религиозная христианская философия. Основой не только философии, но и всей мировоззренческой системы европейской цивилизации в указанный период становится христианство, опирающееся на Священное Писание, состоящее из двух частей – Ветхого и Нового заветов.

«Боговдохновленная» Библия была на протяжении всего средневековья главным источником развития философии и определяла форму выражения мысли в Европе. Именно библейская космогония и этика признавались непревзойденными учениями. Среди важнейших религиозно-философских идей, предопределивших мыслительную традицию европейского средневековья, выделяют:

1) идею единого бога (монотеизм), являющегося центром мироздания (теоцентризм);

2) идею творения (креационизм) и присутствия в мире Промысла Божия;

3) идею откровения ( любое знание – это божественное откровение);

4) идею грехопадения и изначальной греховности человечества;

5) идею спасения (условием которого является соблюдение божественных заповедей);

6) идею о конечности человеческой истории и учение о конце мира (эсхатология)

7) идею о богочеловеческой природе Иисуса Христа;

8) идею христианской любви как высшей ипостаси человека.

Свое историческое бытие раннехристианская мысль начинает в трудах так называемых апостольских отцов – авторов первой половины 2 в. н.э., которые преподносят христианство без философского теоретизирования.

Основными тезисами апологетов были следующие:

1) языческие верования предосудительны и нелепы;

2) эллинская философия противоречива и не способна выработать единую истину;

3) лучшие греческие умы были близки к христианству;

4) христианство – единственно истинная и пригодная для всех философия.