Технологическая карта занятия
Укажите основные компоненты биологических мембран
Приложение№2
Дисциплина «Молекулярная биология с генетикой», Специальность «Лечебное дело»
Тема:Понятие о клеточном цикле. Митоз
Время:90
минут
Цели занятия:
Образовательная–сформировать общее представление о клеточном цикле
Развивающая- формировать умения: выделять главное в изученном материале, проводить сравнение процессов жизнедеятельности анализировать результаты опытов.
Воспитательная – воспитание личности, умеющей создавать собственную модель здорового образа жизни.
Задачи занятия.
Иметь представление:
- о клеточном цикле
- об интерфазе
- о фазах митоза
- о значении митоза
Используемые педагогические технологии:
· развивающая
Методы:
· информационно-рецептивный
Требования к знаниям, умениям, практическому опыту:
Учащиеся должны знать:
- фазы митоза;
- механизмы регуляции митотической активности клеток
Обучающийся должен уметь:
- владеть навыками анализа изменений, происходящих в клетке каждой фазы
Средства обучения профессионального модуля:
- Учебно-наглядные пособия, раздаточный материал: тестовый контроль знаний, ситуационные задания, лекционный материал, таблицы и схемы по теме.
- Технические средства обучения: персональный компьютер.
Литература основная:
Мушкамбаров Н.Н. Кузнецов С.Н. Молекулярная биология. Учебное пособие для студентов медицинских вузов, Москва: Наука, 2003, 544 с.
Фаллер Д.М., Шилдс Д. Молекулярная биология клетки. Руководство для врачей. Пер с англ. М.: БИНОМ – Пресс, 2003.- 272 с.
Гинтер Е.К. Медицинская генетика. М., Медицина, 2003.
Мушкамбаров Н.Н. Кузнецов С.Н. Молекулярная биология. Учебное пособие для студентов медицинских вузов, Москва: Наука, 2003, 544 с.
Литература дополнительная:
.Генетика. Учебник для ВУЗов./ Под ред. академика РАМН В.И. Иванова. – М..: ИКЦ «Академкнига», 2006.– 638с.: ил.
Медицинская биология и генетика/ Под.редакцией Куандыкова Е.У., Алматы, 2004
Введение в молекулярную медицину./Под.ред. М.А.Пальцева, М.Медицина, 2004
Казымбет П.К., Мироедова Э.П. Биология. Учебное пособие для студентов медицинских вузов. – Астана, 2006, 2007.
Хронологическая карта теоретического занятия по теме: «Понятие о клеточном цикле. Митоз»
Этапы | Содержание этапов | Время | Методическое обоснование |
1.Организационный момент. | Приветствие учащихся, проверка готовности к занятию, отметка отсутствующих. Сообщение темы, цели, хода занятия. | 5 мин. | Активизировать внимание на предстоящую работу, подготовить к восприятию данной темы. Заинтересовать учащихся в важности полученной информации, ориентировать на выполнение необходимых требований и объема работы. |
2. Актуализация опорных знаний. | Проведение устного фронтального опроса по основным понятиям темы: 1.Общая характеристика сигнальных молекул. 2.Мембраносвязанные и внутриклеточные рецепторы. 3. Особенности строения, этапы передачи сигнала | 20 мин. | Определить уровень теоретической подготовки учащихся, развить навыки делового общения, сотрудничества, работы в команде, побудить к осознанию изучаемого материала. |
3.Изложение нового материала. | Изложение нового материала, согласно плана: 1.Фазы клеточного цикла, их продолжительность. 2.Митоз. 3.Различать на микропрепаратах стадии митотического деления. 4.Изучить современные данные о размножении (пролиферации) соматических клеток и механизмах регуляции митотической активности клеток их значение в медицине. 5.Сущность процессов, происходящих в клеточном цикле и митозе. | 40 мин. | С целью расширения и углубления знаний по теме, концентрации внимания, включения зрительной памяти. |
4. Закрепление нового материала. Самостоятельная работа учащихся. | Работа над вопросами: - Фаза клеточного цикла митоза …? -Что такое митоз..? - Какие процессы происходят клеточном цикле митозе…? | 10 мин. | Развить мыслительную деятельность, способность самостоятельно принимать решения, навыки самоконтроля и самоанализа. Закрепление полученных знаний (по типу фронтального опроса). |
5. Подведение итогов занятия. | Отметить подготовленность учащихся к уроку, анализ и оценка работы каждого, и в целом группы. | 5 мин. | Развить чувство ответственность за себя и за других. Создать благоприятный фон для совместной деятельности преподавателя и учащихся. |
6. Объяснение домашнего задания. | Тема следующего занятия: «Роль цитоскелета. Регуляция клеточного цикла» | 5 мин. | Мотивировать к предстоящей работе. Развить интерес и творческую активность, психологическое мышление. |