Технологическая карта занятия

Мейоз

 

6. Контрольные вопросы (обратная связь):

1. Репарация, определение, типы.

2. Механизмы световой репарации.

3. Механизмы эксцизионной репарации.

4. Пострепликативная репарация.

5. SOS – репарация.

4. Заполнение таблицы: «Типы репарации»

Типы репарации Характерные особенности
фотореактивация  
эксцизионная  
пострепликативная  
SOS-репарация  

 

4. Решение задач: Заполните пропуски в следующих утверждениях.

1. Большая часть спонтанных изменений ДНК быстро ликвидируется за счет процесса ---------; лишь изредка механизм поддержания постоянства структуры ДНК не срабатывает, и появившееся в последовательности нуклеотидов изменение сохраняется; оно называется---------- .

 

2. Эксцизионная репарация ДНК включает: узнавание измененной части цепи ДНК ферментами, называемыми---------------; последующий ресинтез удаленного участка ферментом------------ и сшивание разрыва, оставшегося в цепи ДНК, ферментом-------------.

 

3. Нехватка основания, обычно соединенного с дезоксирибозой в молекуле ДНК, быстро распознается ферментом-------------, которая разрезает фосфодиэфирный остов цепи ДНК в измененном участке.

 

4. У E. сoli любая остановка репликации, вызванная повреждением ДНК, служит сигналом для----------позволяющего преодолеть блок репликации и тем самым дающего клетке шанс на выживание.

 

5. Составьте схемы эксцизионной репарации УФ-повреждений фрагментов ДНК в случаях возникновения двух или большего тиминовых димеров. Укажите роль ферментов на отдельных этапах этого процесса.

 

6.При хроническом миелолейкозе в 21–й хромосоме человека возникает нехватка. Индивид, получивший данную хромосому, заболевает лейкозом. Определите вероятность рождения здоровых детей от этого индивида?

7. В анафазе митоза у человека не разошлась: а) одна пара хромосом; б) две пары хромосом. Определите количество хромосом в дочерних клетках.

8. Некоторые гены в гомозиготном состоянии вызывают гибель организма. На основе этого факта решите задачу. От скрещивания платиновых лисиц (А) с платиновыми получено 90 лисят. Из них 60 гетерозиготных платиновых и 30 серебристых (а). Какой из генов в гомозиготном состоянии летален? Можно ли вывести чистую линию платиновых лисиц?

9. Доминантная мутация брахидактилии проявляется у гетерозигот в виде укорочения пальцев, однако в гомозиготном состоянии развивается летальный эффект – гибель зародыша на ранних этапах внутриутробного развития. Какова вероятность внутриутробной гибели зародышей у гетерозиготных родителей?

5. Контрольные вопросы:

1. Механизмы возникновения наследственной изменчивости.

2. Причины возникновения мутаций.

3. Классификация мутаций.

4. Типы мутаций.

5. Роль мутаций в патологии человека.

6. Определение, виды репарации ДНК.

7. Последствия нарушений механизмов репарации ДНК.

 

 

 

 

Дисциплина «Молекулярная биология с генетикой», Специальность «Лечебное дело»

Тема:Молекулярная структура и функции основных компонентов клетки

Время:- 90 минут

Цели занятия:

Образовательнаяознакомить учащихся с молекулярной структурой и функцией основных компонентов клетки

Развивающая- формировать умения: выделять главное в изученном материале, проводить сравнение процессов жизнедеятельности анализировать результаты опытов.

Воспитательная – воспитание личности, умеющей создавать собственную модель здорового образа жизни.

Задачи занятия.

Иметь представление:

- об основных компонентах клетки

- об основной структуре основных компонентов клетки

- о функциях компонентов клетки

Используемые педагогические технологии:

· развивающая

Методы:

· информационно-рецептивный

Требования к знаниям, умениям, практическому опыту:

Учащиеся должны знать:

  • .молекулярную структуру компонентов клетки

· функцию основных компонентов клетки

Обучающийся должен знать:

  • проводить идентификацию генов, участвующих в развитии болезней человека.

Средства обучения профессионального модуля:

  • Учебно-наглядные пособия, раздаточный материал: тестовый контроль знаний, ситуационные задания, лекционный материал, таблицы и схемы по теме.
  • Технические средства обучения: персональный компьютер.

Литература основная:

Мушкамбаров Н.Н. Кузнецов С.Н. Молекулярная биология. Учебное пособие для студентов медицинских вузов, Москва: Наука, 2003, 544 с.

Фаллер Д.М., Шилдс Д. Молекулярная биология клетки. Руководство для врачей. Пер с англ. М.: БИНОМ – Пресс, 2003.- 272 с.

Гинтер Е.К. Медицинская генетика. М., Медицина, 2003.

Мушкамбаров Н.Н. Кузнецов С.Н. Молекулярная биология. Учебное пособие для студентов медицинских вузов, Москва: Наука, 2003, 544 с.

Литература дополнительная:

.Генетика. Учебник для ВУЗов./ Под ред. академика РАМН В.И. Иванова. – М..: ИКЦ «Академкнига», 2006.– 638с.: ил.

Медицинская биология и генетика/ Под.редакцией Куандыкова Е.У., Алматы, 2004

Введение в молекулярную медицину./Под.ред. М.А.Пальцева, М.Медицина, 2004

Казымбет П.К., Мироедова Э.П. Биология. Учебное пособие для студентов медицинских вузов. – Астана, 2006, 2007.

Хронологическая карта теоретического занятия по теме: «Молекулярная структура и функции основных компонентов клетки»

Этапы Содержание этапов Время Методическое обоснование
1.Организационный момент. Приветствие учащихся, проверка готовности к занятию, отметка отсутствующих. Сообщение темы, цели, хода занятия. 5 мин. Активизировать внимание на предстоящую работу, подготовить к восприятию данной темы. Заинтересовать учащихся в важности полученной информации, ориентировать на выполнение необходимых требований и объема работы.
2. Актуализация опорных знаний. Проведение устного фронтального опроса по основным понятиям темы: - что такое клонирование? - какие электронные базы данных и биомедицинские сайты вы знаете? 20 мин. Определить уровень теоретической подготовки учащихся, развить навыки делового общения, сотрудничества, работы в команде, побудить к осознанию изучаемого материала.
3.Изложение нового материала. Изложение нового материала, согласно плана: 1.молекулярная структура основных компонентов клетки. 2. функция основных компонентов клетки 40 мин. С целью расширения и углубления знаний по теме, концентрации внимания, включения зрительной памяти.
4. Закрепление нового материала. Самостоятельная работа учащихся. Работа над вопросами: 1.Какие основные компоненты клетки существуют? 2. Молекулярная структура клетки 3. перечислите функцию основных компонентов клетки 10 мин.   Развить мыслительную деятельность, способность самостоятельно принимать решения, навыки самоконтроля и самоанализа. Закрепление полученных знаний (по типу фронталь­ного опроса).
5. Подведение итогов занятия. Отметить подготовленность учащихся к уроку, анализ и оценка работы каждого, и в целом группы. 5 мин. Развить чувство ответственность за себя и за других. Создать благоприятный фон для совместной деятельности преподавателя и учащихся.
6. Объяснение домашнего задания. Тема следующего занятия:«Основные органоиды клетки их функции»   5 мин. Мотивировать к предстоящей работе. Развить интерес и творческую активность, психологическое мышление.