Технологическая карта занятия
Мейоз
6. Контрольные вопросы (обратная связь):
1. Репарация, определение, типы.
2. Механизмы световой репарации.
3. Механизмы эксцизионной репарации.
4. Пострепликативная репарация.
5. SOS – репарация.
4. Заполнение таблицы: «Типы репарации»
Типы репарации | Характерные особенности |
фотореактивация | |
эксцизионная | |
пострепликативная | |
SOS-репарация |
4. Решение задач: Заполните пропуски в следующих утверждениях.
1. Большая часть спонтанных изменений ДНК быстро ликвидируется за счет процесса ---------; лишь изредка механизм поддержания постоянства структуры ДНК не срабатывает, и появившееся в последовательности нуклеотидов изменение сохраняется; оно называется---------- .
2. Эксцизионная репарация ДНК включает: узнавание измененной части цепи ДНК ферментами, называемыми---------------; последующий ресинтез удаленного участка ферментом------------ и сшивание разрыва, оставшегося в цепи ДНК, ферментом-------------.
3. Нехватка основания, обычно соединенного с дезоксирибозой в молекуле ДНК, быстро распознается ферментом-------------, которая разрезает фосфодиэфирный остов цепи ДНК в измененном участке.
4. У E. сoli любая остановка репликации, вызванная повреждением ДНК, служит сигналом для----------позволяющего преодолеть блок репликации и тем самым дающего клетке шанс на выживание.
5. Составьте схемы эксцизионной репарации УФ-повреждений фрагментов ДНК в случаях возникновения двух или большего тиминовых димеров. Укажите роль ферментов на отдельных этапах этого процесса.
6.При хроническом миелолейкозе в 21–й хромосоме человека возникает нехватка. Индивид, получивший данную хромосому, заболевает лейкозом. Определите вероятность рождения здоровых детей от этого индивида?
7. В анафазе митоза у человека не разошлась: а) одна пара хромосом; б) две пары хромосом. Определите количество хромосом в дочерних клетках.
8. Некоторые гены в гомозиготном состоянии вызывают гибель организма. На основе этого факта решите задачу. От скрещивания платиновых лисиц (А) с платиновыми получено 90 лисят. Из них 60 гетерозиготных платиновых и 30 серебристых (а). Какой из генов в гомозиготном состоянии летален? Можно ли вывести чистую линию платиновых лисиц?
9. Доминантная мутация брахидактилии проявляется у гетерозигот в виде укорочения пальцев, однако в гомозиготном состоянии развивается летальный эффект – гибель зародыша на ранних этапах внутриутробного развития. Какова вероятность внутриутробной гибели зародышей у гетерозиготных родителей?
5. Контрольные вопросы:
1. Механизмы возникновения наследственной изменчивости.
2. Причины возникновения мутаций.
3. Классификация мутаций.
4. Типы мутаций.
5. Роль мутаций в патологии человека.
6. Определение, виды репарации ДНК.
7. Последствия нарушений механизмов репарации ДНК.
Дисциплина «Молекулярная биология с генетикой», Специальность «Лечебное дело»
Тема:Молекулярная структура и функции основных компонентов клетки
Время:- 90 минут
Цели занятия:
Образовательная–ознакомить учащихся с молекулярной структурой и функцией основных компонентов клетки
Развивающая- формировать умения: выделять главное в изученном материале, проводить сравнение процессов жизнедеятельности анализировать результаты опытов.
Воспитательная – воспитание личности, умеющей создавать собственную модель здорового образа жизни.
Задачи занятия.
Иметь представление:
- об основных компонентах клетки
- об основной структуре основных компонентов клетки
- о функциях компонентов клетки
Используемые педагогические технологии:
· развивающая
Методы:
· информационно-рецептивный
Требования к знаниям, умениям, практическому опыту:
Учащиеся должны знать:
- .молекулярную структуру компонентов клетки
· функцию основных компонентов клетки
Обучающийся должен знать:
- проводить идентификацию генов, участвующих в развитии болезней человека.
Средства обучения профессионального модуля:
- Учебно-наглядные пособия, раздаточный материал: тестовый контроль знаний, ситуационные задания, лекционный материал, таблицы и схемы по теме.
- Технические средства обучения: персональный компьютер.
Литература основная:
Мушкамбаров Н.Н. Кузнецов С.Н. Молекулярная биология. Учебное пособие для студентов медицинских вузов, Москва: Наука, 2003, 544 с.
Фаллер Д.М., Шилдс Д. Молекулярная биология клетки. Руководство для врачей. Пер с англ. М.: БИНОМ – Пресс, 2003.- 272 с.
Гинтер Е.К. Медицинская генетика. М., Медицина, 2003.
Мушкамбаров Н.Н. Кузнецов С.Н. Молекулярная биология. Учебное пособие для студентов медицинских вузов, Москва: Наука, 2003, 544 с.
Литература дополнительная:
.Генетика. Учебник для ВУЗов./ Под ред. академика РАМН В.И. Иванова. – М..: ИКЦ «Академкнига», 2006.– 638с.: ил.
Медицинская биология и генетика/ Под.редакцией Куандыкова Е.У., Алматы, 2004
Введение в молекулярную медицину./Под.ред. М.А.Пальцева, М.Медицина, 2004
Казымбет П.К., Мироедова Э.П. Биология. Учебное пособие для студентов медицинских вузов. – Астана, 2006, 2007.
Хронологическая карта теоретического занятия по теме: «Молекулярная структура и функции основных компонентов клетки»
Этапы | Содержание этапов | Время | Методическое обоснование |
1.Организационный момент. | Приветствие учащихся, проверка готовности к занятию, отметка отсутствующих. Сообщение темы, цели, хода занятия. | 5 мин. | Активизировать внимание на предстоящую работу, подготовить к восприятию данной темы. Заинтересовать учащихся в важности полученной информации, ориентировать на выполнение необходимых требований и объема работы. |
2. Актуализация опорных знаний. | Проведение устного фронтального опроса по основным понятиям темы: - что такое клонирование? - какие электронные базы данных и биомедицинские сайты вы знаете? | 20 мин. | Определить уровень теоретической подготовки учащихся, развить навыки делового общения, сотрудничества, работы в команде, побудить к осознанию изучаемого материала. |
3.Изложение нового материала. | Изложение нового материала, согласно плана: 1.молекулярная структура основных компонентов клетки. 2. функция основных компонентов клетки | 40 мин. | С целью расширения и углубления знаний по теме, концентрации внимания, включения зрительной памяти. |
4. Закрепление нового материала. Самостоятельная работа учащихся. | Работа над вопросами: 1.Какие основные компоненты клетки существуют? 2. Молекулярная структура клетки 3. перечислите функцию основных компонентов клетки | 10 мин. | Развить мыслительную деятельность, способность самостоятельно принимать решения, навыки самоконтроля и самоанализа. Закрепление полученных знаний (по типу фронтального опроса). |
5. Подведение итогов занятия. | Отметить подготовленность учащихся к уроку, анализ и оценка работы каждого, и в целом группы. | 5 мин. | Развить чувство ответственность за себя и за других. Создать благоприятный фон для совместной деятельности преподавателя и учащихся. |
6. Объяснение домашнего задания. | Тема следующего занятия:«Основные органоиды клетки их функции» | 5 мин. | Мотивировать к предстоящей работе. Развить интерес и творческую активность, психологическое мышление. |