Задачи занятия.
Иметь представление:
· о мутации
· о мутагенных факторах
· о патологических эффектах мутации
· о видах мутации
Используемые педагогические технологии:
· критическое
Методы:
· репродуктивный
Требования к знаниям, умениям, практическому опыту:
Учащиеся должны знать:
- виды мутации
- понятие о мутагенезе
- мутагенные факторы
Учащиеся должны уметь:
- владеть навыками идентификации отдельных хромосомы;
- владеть навыками составления идиограмм человека;
- различать структуру хроматина и их классификацию;
- различать кариотип человека, анализировать кариотип здорового и больного хромосомной патологией.
Средства обучения профессионального модуля:
- Учебно-наглядные пособия, раздаточный материал: тестовый контроль знаний, ситуационные задания, лекционный материал, таблицы и схемы по теме.
- Технические средства обучения: персональный компьютер.
Литература основная:
1.Гинтер Е.К. Медицинская генетика. М., Медицина, 2003.
Литература дополнительная:
1.Генетика. Учебник для ВУЗов./ Под ред. академика РАМН В.И. Иванова. – М..: ИКЦ «Академкнига», 2006.– 638с.: ил.
2.Медицинская биология и генетика/ Под.редакцией Куандыкова Е.У., Алматы, 2004
3.Введение в молекулярную медицину./Под.ред. М.А.Пальцева, М.Медицина, 2004
4.Казымбет П.К., Мироедова Э.П. Биология. Учебное пособие для студентов медицинских вузов. – Астана, 2006, 2007
Хронологическая карта теоритического занятия по теме: «Мутации: генные, хромосомные и геномные. Однородительские дисомии, эффект при геномном импринтинге. Патологические эффекты мутаций. Летальные и сублетальные мутации, вклад в общую заболеваемость и смертность»
Этапы | Содержание этапов | Время | Методическое обоснование |
1.Организационный момент. | Приветствие учащихся, проверка готовности к занятию, отметка отсутствующих. Сообщение темы, цели, хода занятия. | 5 мин. | Активизировать внимание на предстоящую работу, подготовить к восприятию данной темы. Заинтересовать учащихся в важности полученной информации, ориентировать на выполнение необходимых требований и объема работы. |
2. Актуализация опорных знаний. | 1.Проведение устного фронтального опроса по основным понятиям темы: - Кариотип человека - Карты хромосом человека - Классификация хромосом | 20 мин. | Определить уровень теоретической подготовки учащихся, развить навыки делового общения, сотрудничества, работы в команде, побудить к осознанию изучаемого материала. |
3. Изложение нового материала | Изложение нового материала, согласно плана: 1.Причины мутаций 2 Модели мутагенеза 3 Классификации мутаций 4 Последствия мутаций для клетки и организма 5 Роль мутаций в эволюции | 45 мин. | С целью расширения и углубления знаний по теме, концентрации внимания, включения зрительной памяти. |
4. Закрепление нового материала. Самостоятельная работа учащихся. | 1.Индивидуальная самостоятельная работа с учебным пособием, дидактическим раздаточным материалом | 10 мин. | Развить мыслительную деятельность, способность самостоятельно принимать решения, навыки самоконтроля и самоанализа. Закрепление полученных знаний (по типу фронтального опроса). |
5. Подведение итогов занятия. | Отметить подготовленность учащихся к уроку, анализ и оценка работы каждого, и в целом группы. | 5 мин. | Развить чувство ответственность за себя и за других. Создать благоприятный фон для совместной деятельности преподавателя и учащихся. |
6. Объяснение домашнего задания. | Тема следующего занятия:«Репарация. Типы репарации, ферментные системы репарации. Рекомбинация генетического материала. Мейоз» | 5 мин. | Мотивировать к предстоящей работе. Развить интерес и творческую активность, психологическое мышление. |