Задачи занятия.
Приложение №2
Приложение №1
Вопросы для самоконтроля:
Что такое код наследственности и какова его химическая природа? Что такое кодовое число?
В чем выражается однозначность и универсальность кода?
Почему код триплетен?
Используйте таблицу кода наследственности и составьте для отрезка полипептидной цепочки: -фен-асп--цис-арг-фен-лей-про-вал-цис-.
Какова химическая природа генных мутаций?
Какие мутации возможны? Как могут влиять генные мутации на функции белка?
Единицей мутации является………………………………………………………….
Мутагенные факторы………………………………………………………………….
Кластер генов……………………………………………………………………………
1. Структурные гены эукариот имеют: (2)
1. полицистронную структуру
2. +моноцистронную структуру
3. только экзоны
4. +экзоны и интроны
5. интроны
2.Структурные гены прокариот имеют: (2)
1. + полицистронную структуру
2. моноцистронную структуру
3. +только экзоны
4. только интроны
5. экзоны и интроны
3. Ген прокариот содержит в своем составе: (2)
1. +цистрон
2. цистеин
3. интрон
4. пептид
5. +экзон
4. Функции гена: (3)
1. один ген – один организм
2. +один ген – один признак
3. +один ген – один белок
4. один ген – одна мутация
5. +один ген – один полипептид
5. Эукариотический ген имеет в составе: (3)
1. + цистрон
2. цистеин
3. +интрон
4. пептид
5. +экзон
6. Ген состоит из: (2)
1. конвертируемой последовательности
2. +регуляторной последовательности
3. контактной последовательности
4. +кодируемой последовательности
5. аминокислотной последовательности
7. Ген соответствует следующим представлениям: (3)
1. один ген – один нуклеотид
2. +один ген – один фермент
3. +один ген – один полипептид
4. один ген – одна аминокислота
5. +один ген – один признак
8. Участок гена прокариот представляет собой: (3)
1. +транскрибируемые последовательности
2. +регуляторные последовательности
3. транскрибируемые интроны
4. +нетранскрибируемые последовательности
5. нетранскрибируемые интроны
9. В состав генов прокариот входят: (2)
1. интроны
2. + экзоны
3. +нуклеотиды
4. информосомы
5. нуклеопротеины
10. Эукариотические гены имеют в составе: (3)
1. +интроны
2. информосомы
3. +экзоны
4. липопротеины
5. +нуклеотиды
11. Кодирующий участок гена прокариот содержит: (2)
1. оператор
2. +кодоны
3. индуктор
4. интроны
5. +экзоны
12. В состав информативного участка гена прокариот входят: (3)
1. оператор
2. +кодоны
3. +экзоны
4. регулятор
5. +триплеты
13. Кодирующий участок гена эукариот содержит: (3)
1. промотор
2. +кодоны
3. регулятор
4. +экзоны
5. +интроны
14. Характеристика гена: (3)
1. один ген – один организм
2. +один ген – один признак
3. +один ген – один белок
4. один ген – одна мутация
5. +один ген – один полипептид
15. Регуляторный участок гена содержит: (2)
1. кодоны
2. +промотор
3. экзоны
4. +оператор
5. интроны
16. В синтезе аминокислот у прокариот участвуют: (2)
1. оператор
2. +триплеты
3. информатор
4. интроны
5. +экзоны
17. Последовательности ДНК, кодирующие аминокислоты, называются: (2)
1. операторы
2. +кодоны
3. +экзоны
4. регуляторы
5. интроны
18.Гены прокариот состоят из: (2)
1. +только из экзонов
2. только из интронов
3. +только из триплетов
4. только из неинформативных участков
5. из информативных и неинформативных участков
19. Синонимами гена являются: (2)
1. хромонема
2. + локус
3. нуклеосома
4. + аллель
5. хроматида
20. В кодирующем участке гена эукариот располагаются: (3)
1. операторы
2. + триплеты
3. промоторы
4. + экзоны
5. + интроны
21. Участки гена, кодирующие аминокислоты (белки) называются: (3)
1. операторы
2. + триплеты
3. промоторы
4. + кодоны
5. + экзоны
22. В регуляторной части гена прокариот располагаются:(3)
1. супрессоры
2. +промоторы
3. определители
4. +операторы
5. +Прибнов-бокс
23. В регуляции активности генов прокариот участвует:(3)
1. промоции
2. +промоторы
3. Хогнесс-бокс
4. +Прибнов-бокс
5. +операторы
24. Активность генов прокариот определяется последовательностями, которые называются:(2)
1. +Прибнов-бокс
2. +промотор
3. определитель
4. Хогнесс-бокс
5. экзоны
Технологическая карта урока:
Тема: Понятие о кариотипе человека. Классификация хромосом. Карты хромосом человека. Нарушение генетического гомеостаза и его проявление в патологии человека
Специальность:« Лечебное дело»
Время:- 90 минут
Цели занятия:
Образовательная–дать понятие о кариотипе человека; ознакомить учащихся с нарушениями генетического гомеостаза и его проявлении
Развивающая- формировать умения: выделять главное в изученном материале, проводить сравнение процессов жизнедеятельности анализировать результаты опытов
Воспитательная –. создание в представлении учащихся целостной картины мира с его единством и многообразием свойств живой и неживой природы.
Иметь представление:
Ø о кариотипе человека
Ø о классификации хромосом
Ø о карте хромосом человека
Ø о нарушении генетического гомеостаза
Используемые педагогические технологии:
· критическое
Методы:
· репродуктивное
Требования к знаниям, умениям, практическому опыту:
Учащиеся должны знать:
· владеть знаниями о гене;
· раскрыть понятие о геноме;
владеть знаниями выявления мутации
Учащиеся должны уметь:
· владеть навыками работы с микроскопом.
· проводить анализа кариотипа здорового человека и больного с хромосомной патологией;
· владеть навыками идентификации отдельных хромосомы;
Средства обучения профессионального модуля:
- Учебно-наглядные пособия, раздаточный материал: тестовый контроль знаний, ситуационные задания, лекционный материал, таблицы и схемы по теме.
- Технические средства обучения: персональный компьютер.
Литература основная:
Мушкамбаров Н.Н. Кузнецов С.Н. Молекулярная биология. Учебное пособие для студентов медицинских вузов, Москва: Наука, 2003, 544 с.
Фаллер Д.М., Шилдс Д. Молекулярная биология клетки. Руководство для врачей. Пер с англ. М.: БИНОМ – Пресс, 2003.- 272 с.
Гинтер Е.К. Медицинская генетика. М., Медицина, 2003.
Мушкамбаров Н.Н. Кузнецов С.Н. Молекулярная биология. Учебное пособие для студентов медицинских вузов, Москва: Наука, 2003, 544 с.
Литература дополнительная:
Генетика. Учебник для ВУЗов./ Под ред. академика РАМН В.И. Иванова. – М..: ИКЦ «Академкнига», 2006.– 638с.: ил.
Медицинская биология и генетика/ Под.редакцией Куандыкова Е.У., Алматы, 2004
Введение в молекулярную медицину./Под.ред. М.А.Пальцева, М.Медицина, 2004
Казымбет П.К., Мироедова Э.П. Биология. Учебное пособие для студентов медицинских вузов. – Астана, 2006, 2007.
Хронологическая карта теоретического занятия по теме «Понятие о кариотипе человека. Классификация хромосом. Карты хромосом человека. Нарушение генетического гомеостаза и его проявление в патологии человека»