Технологическая карта занятия

Приложение№2

Задание №2

Задание№1

Решение задач:

В трансляции участвовали т-РНК, имеющие антикодоны:

АЦЦ, УАУ, АГГ, ААА, УЦА. Определите аминокислотный состав полипептида и участок ДНК, кодирующий данный полипептид.

Этапы решения:

1. По принципу комплементарности определяем последовательность нуклеотидов и-РНК.

2. По таблице генетического кода определяем последовательность аминокислот.

3. По принципу комплементарности определяем последовательность нуклеотидов в ДНК.

 

 

Контрольные вопросы:

1. Транскрипция, определение, этапы.

2. Особенности транскрипции у про- и эукариот.

3. Экзоны и интроны, характеристика.

4. Процессинг, сплайсинг, альтернативный сплайсинг.

5. Генетический код, понятие свойства.

6. Особенности инициации трансляции у про- и эукариот.

7. Роль рибосом в трансляции.

8. Роль т-РНК в трансляции.

9. Ошибки трансляции и их коррекция.

 

 

1.ДНК-РНК полимеразный комплекс образуется на: (1)

1. +промоторе

2. операторе

3. регуляторе

4. терминаторе

5. аттенуаторе

2. ДНК-РНК полимеразный комплекс запускает синтез: (2)

1. +и-РНК

2. ДНК

3. +полинуклеотидов

4. аминокислот

5. ферментов

3. Активация свободных аминокислот осуществляется с участием: (1)

1. пептидилтрансферазы

2. РНК-полимеразы

3. + АТФ

4. ДНК-полимеразы

5. РНК-праймазы

4. Матрицей для синтеза белка служит: (1)

1. р-РНК

2. т-РНК

3. +и-РНК

4. ДНК

5. ген

5.Участок ДНК, служащий для присоединения РНК-полимеразы, называется:(1)

1.аттенуатор

2. регулятор

3. +промотор

4. оператор

5. терминатор

6.Экспрессия генов включает процессы: (2)

1. репликации

2. +трансляции

3. репликации

4. рекомбинации

5. +транскрипции

7.Участок присоединения белка-репрессора называется: (1)

1. аттенуатор

2. регулятор

3. промотор

4. +оператор

5. терминатор

8.Участок ДНК, кодирующий белок-репрессор, называется: (1)

1. аттенуатор

2. +регулятор

3. промотор

4. оператор

5. терминатор

9.Регуляция генной активности у прокариот осуществляется на уровне: (2)

1. репликации

2. +трансляции

3. +транскрипции

4. рекомбинации

5. регенерации

10.Регуляция генной активности у эукариот осуществляется на уровне: (3)

1. +транскрипции

2. +трансляции

3. репликации

4. +посттрансляции

5. репарации

11. Процесс переноса генетической информации с и-РНК на белок называется: (1)

1. транскрипция

2. +трансляция

3. репликация

4. рекомбинация

5. редупликация

12.Каждая аминокислота зашифрована: (3)

1. +триплетом

2. реконом

3. +кодоном

4. геном

5. +антикодоном

13.Свойство генетического кода, свидетельствующее о единстве живых организмов: (1)

1. триплетность

2. +универсальность

3. вырожденность

4. коллинеарность

5. консервативность

14. Процесс переноса генетической информации с ДНК на РНК называется: (1)

1. +транскрипция

2. трансляция

3. репликация

4. рекомбинация

5. редупликация

15.Этапы трансляции: (3)

1. +инициация

2. элиминация

3. +терминация

4. импрегнация

5. +элонгация

16. Оператор – это: (2)

1. единица репликации

2. промотор и структурные гены

3. +регуляторная последовательность

4. +контролирует включение и выключение оперона

5. контролирует репарацию

17. Регуляторный участок гена прокариот содержит: (2)

1. экзон

2. +промотор

3. интрон

4. триплеты

5. +оператор

18. Транскрипция начинается с: (2)

1. точки начала регуляторной части гена

2. +точки начала транскрипции

3. точки начала промотора

4. точки начала оператора

5. +точки начала кодирующего участка гена

19. Регуляция активности гена осуществляется в: (3)

1. кодирующей части гена

2. +регуляторной части гена

3. +энхансере

4. процессинге

5. +промоторе

20. Регуляторные последовательности молекулы ДНК называются: (3)

1. кодоны

2. +сайленсеры

3. триплеты

4. +промотор

5. +оператор

21. Регуляторные участки в молекуле ДНК носят название: (2)

1. экзоны

2. +энхансеры

3. интроны

4. +аттенуаторы

5. сплайсеосомы

22. Процесс синтеза и-РНК начинается в: (2)

1. регуляторной части гена

2. +точке начала транскрипции

3. промоторе

4. операторе

5. +первом нуклеотиде кодирующего участка гена

23.Процессинг (созревание и-РНК из про-и-РНК) наблюдается у: (3)

1. прокариот

2. +эукариот

3. +человека

4. сине-зеленых водорослей

5. +мыши

24.Процессинг (созревание и-РНК из про-и-РНК) включает в себя: (2)

1. вырезание информативных участков

2. +сшивание информативных участков (сплайсинг)

3. сшивание неинформативных участков

4. удаление экзонов

5. +вырезание интронов

25. Количество кодонов составляет: (1)

1. 20

2. 61

3. +64

4. 3

5. 46

26. Количество бессмысленных кодонов составляет: (1)

1. 20

2. 61

3. 64

4. +3

5. 46

27.Количество смысловых кодонов: (1)

1. 20

2. +61

3. 64

4. 3

5. 46

28.Свойство генетического кода, при котором одной аминокислоте соответствует три рядом расположенных нуклеотида, называется:(1)

1. вырожденностью

2. + триплетностью

3. универсальностью

4. неперекрываемостью

5. специфичностью

29.Свойство генетического кода, при котором одну аминокислоту может кодировать от 1 до 6 кодонов, называется:(1)

1. +вырожденностью

2. триплетностью

3. универсальностью

4. неперекрываемостью

5. специфичностью

30.Свойство генетического кода, при котором один нуклеотид входит в состав только одного кодона, называется:(1)

1. вырожденностью

2. триплетностью

3. универсальностью

4. +неперекрываемостью

5. специфичностью

31.В состав оперона входят: (3)

1. +промотор

2. +оператор

3. регулятор

4. +структурные гены

5. терминатор

32.Оперон активен, если: (1)

1. белок-репрессор связан с геном-оператором

2. + белок-репрессор связан с индуктором

3. отсутствует индуктор

4. отсутствует ген-оператор

5. ген-оператор не свободен

33.Оперон не активен, если: (2)

1. +белок-репрессор связан с оператором

2. белок-репрессор связан с индуктором

3. присутствует индуктор

4. отсутствует белок-репрессор

5. +отсутствует индуктор

34. Чему комплементарен антикодон т-РНК: (2)

1. +кодону на ДНК

2. кодону на р-РНК

3. кодону на т-РНК

4. +кодону на и-РНК

5. аминокислоте

35.Чему комплементарен кодон и-РНК: (2)

1. +кодону на ДНК

2. антикодону на р-РНК

3. +антикодону на т-РНК

4. антикодону на ДНК

5. аминокислоте

36.Укажите свойства генетического кода: (3)

1. перекрываемость

2. +триплетность

3. +вырожденность

4. +коллинеарность

5. полуконсервативность

37.Характерно для зрелой и-РНК: (2)

1. порядок нуклеотидов точно отражает последовательность нуклеотидов в ДНК

2. +содержит меньше нуклеотидов, чем соответствующий участок ДНК

3. содержит и интроны, и экзоны

4. содержит только интроны

5. +состоит только из экзонов

38.Характерно для незрелой и-РНК: (2)

1. +орядок нуклеотидов точно отражает последовательность нуклеотидов в ДНК

2. содержит намного меньше нуклеотидов, чем соответствующий участок ДНК

3. +содержит интроны и экзоны

4. содержит только интроны

5. состоит только из экзонов

39. Процессингом называется: (2)

1. процесс сшивания интронов

2. процесс сшивания экзонов

3. +процесс созревания и-РНК

4. +процесс вырезания неинформативных участков из первичного транскрипта,

сшивание информативных участков

5. процесс образования про-и-РНК

40.Созревание про-и-РНК включает в себя процессы: (2)

1. сшивания интронов

2. +сшивания экзонов

3. удлинения и-РНК

4. +процесс вырезания неинформативных участков из первичного транскрипта

распад и-РНК

 

 

Тема: Понятие о гене. Структурная организация генов прокариот и эукариот. Классификация генов. Кластерные гены.

Специальность: «Лечебное дело»

Время:- 90 минут

Цели занятия:

Образовательнаязнать современное состояние теории гена, особенности строения и функционирования генов прокариот и эукариот.

Развивающая- формировать умения: выделять главное в изученном материале, проводить сравнение процессов жизнедеятельности анализировать результаты опытов

Воспитательная –. создание в представлении учащихся целостной картины мира с его единством и многообразием свойств живой и неживой природы.