Технологическая карта занятия
Приложение№2
Задание №2
Задание№1
Решение задач:
В трансляции участвовали т-РНК, имеющие антикодоны:
АЦЦ, УАУ, АГГ, ААА, УЦА. Определите аминокислотный состав полипептида и участок ДНК, кодирующий данный полипептид.
Этапы решения:
1. По принципу комплементарности определяем последовательность нуклеотидов и-РНК.
2. По таблице генетического кода определяем последовательность аминокислот.
3. По принципу комплементарности определяем последовательность нуклеотидов в ДНК.
Контрольные вопросы:
1. Транскрипция, определение, этапы.
2. Особенности транскрипции у про- и эукариот.
3. Экзоны и интроны, характеристика.
4. Процессинг, сплайсинг, альтернативный сплайсинг.
5. Генетический код, понятие свойства.
6. Особенности инициации трансляции у про- и эукариот.
7. Роль рибосом в трансляции.
8. Роль т-РНК в трансляции.
9. Ошибки трансляции и их коррекция.
1.ДНК-РНК полимеразный комплекс образуется на: (1)
1. +промоторе
2. операторе
3. регуляторе
4. терминаторе
5. аттенуаторе
2. ДНК-РНК полимеразный комплекс запускает синтез: (2)
1. +и-РНК
2. ДНК
3. +полинуклеотидов
4. аминокислот
5. ферментов
3. Активация свободных аминокислот осуществляется с участием: (1)
1. пептидилтрансферазы
2. РНК-полимеразы
3. + АТФ
4. ДНК-полимеразы
5. РНК-праймазы
4. Матрицей для синтеза белка служит: (1)
1. р-РНК
2. т-РНК
3. +и-РНК
4. ДНК
5. ген
5.Участок ДНК, служащий для присоединения РНК-полимеразы, называется:(1)
1.аттенуатор
2. регулятор
3. +промотор
4. оператор
5. терминатор
6.Экспрессия генов включает процессы: (2)
1. репликации
2. +трансляции
3. репликации
4. рекомбинации
5. +транскрипции
7.Участок присоединения белка-репрессора называется: (1)
1. аттенуатор
2. регулятор
3. промотор
4. +оператор
5. терминатор
8.Участок ДНК, кодирующий белок-репрессор, называется: (1)
1. аттенуатор
2. +регулятор
3. промотор
4. оператор
5. терминатор
9.Регуляция генной активности у прокариот осуществляется на уровне: (2)
1. репликации
2. +трансляции
3. +транскрипции
4. рекомбинации
5. регенерации
10.Регуляция генной активности у эукариот осуществляется на уровне: (3)
1. +транскрипции
2. +трансляции
3. репликации
4. +посттрансляции
5. репарации
11. Процесс переноса генетической информации с и-РНК на белок называется: (1)
1. транскрипция
2. +трансляция
3. репликация
4. рекомбинация
5. редупликация
12.Каждая аминокислота зашифрована: (3)
1. +триплетом
2. реконом
3. +кодоном
4. геном
5. +антикодоном
13.Свойство генетического кода, свидетельствующее о единстве живых организмов: (1)
1. триплетность
2. +универсальность
3. вырожденность
4. коллинеарность
5. консервативность
14. Процесс переноса генетической информации с ДНК на РНК называется: (1)
1. +транскрипция
2. трансляция
3. репликация
4. рекомбинация
5. редупликация
15.Этапы трансляции: (3)
1. +инициация
2. элиминация
3. +терминация
4. импрегнация
5. +элонгация
16. Оператор – это: (2)
1. единица репликации
2. промотор и структурные гены
3. +регуляторная последовательность
4. +контролирует включение и выключение оперона
5. контролирует репарацию
17. Регуляторный участок гена прокариот содержит: (2)
1. экзон
2. +промотор
3. интрон
4. триплеты
5. +оператор
18. Транскрипция начинается с: (2)
1. точки начала регуляторной части гена
2. +точки начала транскрипции
3. точки начала промотора
4. точки начала оператора
5. +точки начала кодирующего участка гена
19. Регуляция активности гена осуществляется в: (3)
1. кодирующей части гена
2. +регуляторной части гена
3. +энхансере
4. процессинге
5. +промоторе
20. Регуляторные последовательности молекулы ДНК называются: (3)
1. кодоны
2. +сайленсеры
3. триплеты
4. +промотор
5. +оператор
21. Регуляторные участки в молекуле ДНК носят название: (2)
1. экзоны
2. +энхансеры
3. интроны
4. +аттенуаторы
5. сплайсеосомы
22. Процесс синтеза и-РНК начинается в: (2)
1. регуляторной части гена
2. +точке начала транскрипции
3. промоторе
4. операторе
5. +первом нуклеотиде кодирующего участка гена
23.Процессинг (созревание и-РНК из про-и-РНК) наблюдается у: (3)
1. прокариот
2. +эукариот
3. +человека
4. сине-зеленых водорослей
5. +мыши
24.Процессинг (созревание и-РНК из про-и-РНК) включает в себя: (2)
1. вырезание информативных участков
2. +сшивание информативных участков (сплайсинг)
3. сшивание неинформативных участков
4. удаление экзонов
5. +вырезание интронов
25. Количество кодонов составляет: (1)
1. 20
2. 61
3. +64
4. 3
5. 46
26. Количество бессмысленных кодонов составляет: (1)
1. 20
2. 61
3. 64
4. +3
5. 46
27.Количество смысловых кодонов: (1)
1. 20
2. +61
3. 64
4. 3
5. 46
28.Свойство генетического кода, при котором одной аминокислоте соответствует три рядом расположенных нуклеотида, называется:(1)
1. вырожденностью
2. + триплетностью
3. универсальностью
4. неперекрываемостью
5. специфичностью
29.Свойство генетического кода, при котором одну аминокислоту может кодировать от 1 до 6 кодонов, называется:(1)
1. +вырожденностью
2. триплетностью
3. универсальностью
4. неперекрываемостью
5. специфичностью
30.Свойство генетического кода, при котором один нуклеотид входит в состав только одного кодона, называется:(1)
1. вырожденностью
2. триплетностью
3. универсальностью
4. +неперекрываемостью
5. специфичностью
31.В состав оперона входят: (3)
1. +промотор
2. +оператор
3. регулятор
4. +структурные гены
5. терминатор
32.Оперон активен, если: (1)
1. белок-репрессор связан с геном-оператором
2. + белок-репрессор связан с индуктором
3. отсутствует индуктор
4. отсутствует ген-оператор
5. ген-оператор не свободен
33.Оперон не активен, если: (2)
1. +белок-репрессор связан с оператором
2. белок-репрессор связан с индуктором
3. присутствует индуктор
4. отсутствует белок-репрессор
5. +отсутствует индуктор
34. Чему комплементарен антикодон т-РНК: (2)
1. +кодону на ДНК
2. кодону на р-РНК
3. кодону на т-РНК
4. +кодону на и-РНК
5. аминокислоте
35.Чему комплементарен кодон и-РНК: (2)
1. +кодону на ДНК
2. антикодону на р-РНК
3. +антикодону на т-РНК
4. антикодону на ДНК
5. аминокислоте
36.Укажите свойства генетического кода: (3)
1. перекрываемость
2. +триплетность
3. +вырожденность
4. +коллинеарность
5. полуконсервативность
37.Характерно для зрелой и-РНК: (2)
1. порядок нуклеотидов точно отражает последовательность нуклеотидов в ДНК
2. +содержит меньше нуклеотидов, чем соответствующий участок ДНК
3. содержит и интроны, и экзоны
4. содержит только интроны
5. +состоит только из экзонов
38.Характерно для незрелой и-РНК: (2)
1. +орядок нуклеотидов точно отражает последовательность нуклеотидов в ДНК
2. содержит намного меньше нуклеотидов, чем соответствующий участок ДНК
3. +содержит интроны и экзоны
4. содержит только интроны
5. состоит только из экзонов
39. Процессингом называется: (2)
1. процесс сшивания интронов
2. процесс сшивания экзонов
3. +процесс созревания и-РНК
4. +процесс вырезания неинформативных участков из первичного транскрипта,
сшивание информативных участков
5. процесс образования про-и-РНК
40.Созревание про-и-РНК включает в себя процессы: (2)
1. сшивания интронов
2. +сшивания экзонов
3. удлинения и-РНК
4. +процесс вырезания неинформативных участков из первичного транскрипта
распад и-РНК
Тема: Понятие о гене. Структурная организация генов прокариот и эукариот. Классификация генов. Кластерные гены.
Специальность: «Лечебное дело»
Время:- 90 минут
Цели занятия:
Образовательная–знать современное состояние теории гена, особенности строения и функционирования генов прокариот и эукариот.
Развивающая- формировать умения: выделять главное в изученном материале, проводить сравнение процессов жизнедеятельности анализировать результаты опытов
Воспитательная –. создание в представлении учащихся целостной картины мира с его единством и многообразием свойств живой и неживой природы.