Задачи занятия.
Технологическая карта занятия
Тема: Биосинтез белка и нуклеиновых кислот
Специальность: « Лечебное дело»
Время:- 90 минут
Цели занятия:
Образовательная–объяснить строение макромолекул нуклеиновых кислот, имеющих характер информационных биополимеров.
Развивающая- развивать умения анализировать результаты химических опытов, устанавливать причинно- следственные связи;
Воспитательная –. создание в представлении учащихся целостной картины мира с его единством и многообразием свойств живой и неживой природы.
Иметь представление:
Ø о биосинтезе белка и нуклеиновых кислот
Ø о транскрипции
Ø о транслокации
Ø о репликации
Используемые педагогические технологии:
- развивающая
Методы:
- репродуктивный
Требования к знаниям, умениям, практическому опыту:
Учащиеся должны знать:
- строение нуклеиновых кислот;
· моделирующие процесс редупликации молекулы ДНК.
Учащиеся должны уметь:
- владеть навыками составления нуклеотидной последовательности ДНК, построения комплементарной цепи и-РНК и соответствующую им полипептидную цепь;
Средства обучения профессионального модуля:
- Учебно-наглядные пособия, раздаточный материал: тестовый контроль знаний, ситуационные задания, лекционный материал, таблицы и схемы по теме.
- Технические средства обучения: персональный компьютер.
Литература основная:
Мушкамбаров Н.Н. Кузнецов С.Н. Молекулярная биология. Учебное пособие для студентов медицинских вузов, Москва: Наука, 2003, 544 с.
Фаллер Д.М., Шилдс Д. Молекулярная биология клетки. Руководство для врачей. Пер с англ. М.: БИНОМ – Пресс, 2003.- 272 с.
Гинтер Е.К. Медицинская генетика. М., Медицина, 2003.
Мушкамбаров Н.Н. Кузнецов С.Н. Молекулярная биология. Учебное пособие для студентов медицинских вузов, Москва: Наука, 2003, 544 с.
Литература дополнительная:
Генетика. Учебник для ВУЗов./ Под ред. академика РАМН В.И. Иванова. – М..: ИКЦ «Академкнига», 2006.– 638с.: ил.
Медицинская биология и генетика/ Под.редакцией Куандыкова Е.У., Алматы, 2004
Введение в молекулярную медицину./Под.ред. М.А.Пальцева, М.Медицина, 2004
Казымбет П.К., Мироедова Э.П. Биология. Учебное пособие для студентов медицинских вузов. – Астана, 2006, 2007.
Хронологическая карта теоретического занятия по теме « Биосинтез белка и нуклеиновых кислот »
Этапы | Содержание этапов | Время | Методическое обоснование |
1.Организационный момент. | Приветствие учащихся, проверка готовности к занятию, отметка отсутствующих. Сообщение темы, цели, хода занятия. | 5 мин. | Активизировать внимание на предстоящую работу, подготовить к восприятию данной темы. Заинтересовать учащихся в важности полученной информации, ориентировать на выполнение необходимых требований и объема работы. |
2. Актуализация опорных знаний. | Проведение устного фронтального опроса по основным понятиям темы: 1. Типы переноса наследственной информации. 2. Принципы репликации. 3. Репликация ведущей и отстающей цепи ДНК. 4. Ферменты репликации и их функции. 5. Механизмы возникновения и коррекции ошибок репликации. 6. Теломеры, строение, функции. 7. Теломеразы, строение, функции. 8. Механизмы дорепликации дочерней цепи ДНК. | 20 мин. | Определить уровень теоретической подготовки учащихся, развить навыки делового общения, сотрудничества, работы в команде, побудить к осознанию изучаемого материала. |
3.Изложение нового материала | Изложение нового материала, согласно плана: 1.Трансляция 2. Транспортные РНК 3. Этапы трансляции | 40 мин. | С целью расширения и углубления знаний по теме, концентрации внимания, включения зрительной памяти. |
4. Закрепление нового материала. Самостоятельная работа учащихся. | Работа над вопросами: - Виды РНК - Этапы трансляции - Краткая схема биосинтеза белка 1)Индивидуальная самостоятельная работа с учебным пособием, дидактическим раздаточным материалом | 10 мин. | Развить мыслительную деятельность, способность самостоятельно принимать решения, навыки самоконтроля и самоанализа. Закрепление полученных знаний (по типу фронтального опроса). |
5. Подведение итогов занятия. | Отметить подготовленность учащихся к уроку, анализ и оценка работы каждого, и в целом группы. | 5 мин. | Развить чувство ответственность за себя и за других. Создать благоприятный фон для совместной деятельности преподавателя и учащихся. |
6. Объяснение домашнего задания. | Тема следующего занятия: «Понятие о гене. Структурная организация генов прокариот и эукариот. Классификация генов. Кластерные гены.» | 5 мин. | Мотивировать к предстоящей работе. Развить интерес и творческую активность, психологическое мышление. |