Технологическая карта занятия

Вариант

Вариант

Вариант

Вариант

Приложение 3

Приложение 2

Приложение №1

Доказательства генетической роли нуклеиновых кислот

1. 1928 г. Опыты Фредерика Гриффита.

Гриффит работал с пневмококками - бактериями, вызывающими пневмонию. Он брал два штамма пневмококков: капсульный и бескапсульный. Капсульный - патогенный (вирулентный), при инфицировании таким штаммом мыши погибают, бескапсульный - непатогенный. При введении мышам смеси убитых нагреванием (и, следовательно, потерявших вирулентность) капсульных пневмококков и живых бескапсульных невирулентных бактерий, животные погибали в результате размножения капсульных вирулентных форм. Обнаруженное явление Гриффит интерпретировал как трансформацию.

Определение:

Трансформация - это приобретение одним организмом некоторых признаков другого организма за счет захвата части его генетической информации.

В 1944 г. этот эксперимент был повторен Освальдом Эйвери, Колином Мак-Леодом и Маклином Мак-Карти в варианте смешивания бескапсульных пневмококков с взятыми от капсульных белками, полисахаридами или ДНК. В результате этого эксперимента была выявлена природа трансформирующего фактора.

Трансформирующими фактором оказалась ДНК.

2. 1952 г. Эксперимент Альфреда Херши и Марты Чейз. Фаги (бактериофаги) - это вирусы, размножающиеся в бактериях. Е. coli - кишечная палочка (эубактерия).

Суть опыта: фаги, у которых белковая оболочка была мечена радиоактивной серой (S35), а ДНК - радиоактивным фосфором (Р32), инкубировали с бактериями. Затем бактерии отмывали.

В смывных водах не обнаруживали Р32, а в бактериях - S35. Следовательно, внутрь попала только ДНК. Через несколько минут из бактерии выходили десятки полноценных фагов, содержащих и белковую оболочку, и ДНК.

Отсюда следовал однозначный вывод о том, что именно ДНК выполняет генетическую функцию - несет информацию как о создании новых копий ДНК, тик и о синтезе фаговых белков.

3. 1957 г. Опыты Френкеля - Конрата.

Френкель-Конрат работал с вирусом табачной мозаики (ВТМ). В этом вирусе содержится РНК, а не ДНК. Было известно, что разные штаммы вируса вызывают разную картину поражения листьев табака. После смены белковой оболочки "переодетые" вирусы вызывали картину поражения, характерную для того штамма, чья РНК была покрыта чужим белком.

Следовательно, не только ДНК, но и РНК может служить носителем генетической информации.

На сегодняшний день существуют сотни тысяч доказательств генетической роли нуклеиновых кислот. Приведенные три являются классическими.

Вопросы для самоконтроля:

1. Основополагающие открытия в области молекулярной биологии.

2. Что такое молекулярная медицина?

3. Молекулярные основы и механизмы развития болезней человека.

4. Значение генетики в современной медицине.

5. Основоположник молекулярной биологии

6. Уровни организации живой природы

7. Ядерные, безъядерные организмы

8. К эукариотам относятся…………..

9. Что такое «ген», « хромосома»?

10. Какие виды нуклеиновых кислот существует?

 

Вид заполненной таблицы по уроку «Уровни организации живой природы»

 

Уровень организации жизни характеристика Элементарная единица
1. Молекулярно – генетический Представлен разнообразными молекулами, находящимися в живой клетке.   Обмен веществ, передача наследственной информации и др. процессы жизнедеятельности Белки, жиры, углеводы, ДНК
2. Клеточный Клетка – основная структурная и функциональная единица всего живого. На ее уровне происходит рост, развитие размножение живых организмов Эритроцит – клетка крови Нейрон – нервная клетка Мышечная клетка
3. Тканевой Ткань — это совокупность клеток и межклеточного вещества, единых по происхождению, строению и выполняемой функции. Кровь Мышечная Костная Нервная Проводящая Запасающая и т.д.  
4. Органный Орган — это часть организма, имеющая определенную форму, строение, расположение и выполняющая конкретную функцию. Сердце Легкие Лист Корень
5. Организменный Организм — это целостная одноклеточная или многоклеточная живая система, способная к самостоятельному существованию. Кошка Мышка Дерево и т.д.
6. Популяционно – видовой Популяция — совокупность особей одного вида, в течение длительного времени проживающих на определенной территории. Сейчас на Земле насчитывают около 500 тыс. видов растений и около 1,5 млн. видов животных. Стая птиц Прайд львов Стадо овец Поселок людей
7. Биогеоценотический   организмов разных видов,,,,,,,, Коралловый риф Лес Болото Поляна
8. Биосферный Включает все биогеоценозы, связанные общим обменом веществ и превращением энергии. Вся планета целиком

 

Тест по теме «Уровни организации живой природы»

Определить к какому уровню организации относятся следующие примеры:

  1. печень а) молекулярно –генетический
  2. стадо оленей б) клеточный
  3. океан в) органный
  4. инфузория – туфелька г) организменный
  5. биосфера д) популяционно - видовой
  6. белок е) биогеоценотический
  7. клетка крови (эритроцит) ж) биосферный
  8. лес з) тканневой
  9. мышечная ткань
  10. нос

Р = 10 эталон 1в 2д 3е 4г 5ж 6а 7з 8е 9з 10в

 

Определить к какому уровню организации относятся следующие примеры:

1. крыло а) молекулярно –генетический

2. стая волков б) клеточный

3. озеро в) органный

4. амеба г) организменный

5. планета д) популяционно - видовой

6. крахмал е) биогеоценотический

7. мышечное волокно ж) биосферный

8. луг з) тканневой

9. костная ткань

10. сердце

Р = 10 эталон 1в 2д 3е 4г 5ж 6а 7б 8е 9з 10в

 

 

Определить к какому уровню организации относятся следующие примеры:

1. рот а) молекулярно –генетический

2. клетка крови тромбоцит б) клеточный

3. слон в) органный

4. белка г) организменный

5. мышечная ткань д) популяционно - видовой

6. почка е) биогеоценотический

7. биосфера ж) биосферный

8. море з) тканевой

9. стая дельфинов

10. углевод

Р = 10 эталон 1в 2б 3г 4г 5з 6в 7ж 8е 9д 10а

 

 

Определить к какому уровню организации относятся следующие примеры:

1. зуб а) молекулярно –генетический

2. жиры б) клеточный

3. степь в) органный

4. кошка г) организменный

5. планета д) популяционно - видовой

6. глаз е) биогеоценотический

7. жировая клетка ж) биосферный

8. болото з) тканевой

9. кровь

10. стадо коров

Р = 10 эталон 1в 2а 3е 4г 5ж 6в 7б 8е 9з 10д

 

Тема: Строение и функции белков

Специальность: « Лечебное дело»

Время:- 90 минут

Цели занятия:

Образовательнаяобъяснить строение макромолекул белка, имеющих характер информационных биополимеров.

Развивающая- развивать умения анализировать результаты химических опытов, устанавливать причинно- следственные связи;

Воспитательная –. создание в представлении учащихся целостной картины мира с его единством и многообразием свойств живой и неживой природы.