Вопрос 2. Применение права как особая форма реализации

Значительная часть правоотношений может возникать, развиваться и прекращаться только на основании специального решения компетентных государственных органов и должностных лиц. Чаще всего такое решение выносится в форме официального документа. Так, орган местного самоуправления дает разрешение коммерческой организации на строительство магазина, иного сооружения. Директор ФСИН России назначает на должность начальника УФСИН по Воронежской области. Начальник колледжа ФСИН России издает приказ о зачислении абитуриентов, успешно выдержавших вступительные экзамены. Суд приговаривает подсудимого к лишению свободы.

Деятельность государственных органов и должностных лиц по принятию специальных решений в целях возникновения, изменения или прекращения правоотношений на основе действующих норм права называетсяправоприменением,а принятое решение — индивидуальным актом применения норм права или актом применения права. Государственные органы или должностные лица, осуществляющие правоприменительную деятельность, охватываются общим понятием — правоприменители.

Правоприменение - как особая разновидность реализации права, характе­ризующаяся следующими признаками:

1. Правоприменение представляет собой государственно-властную деятельность. Акты, издаваемые в результа­те этой деятельности, обязательны к исполнению и обес­печиваются в необходимых случаях принудительной си­лой государства.

2. Это деятельность специально уполномоченных на то субъектов права. К ним в первую очередь относятся компетентные государственные органы (суды, исполкомы, органы внутренних дел, прокурорские органы) или уполномоченные государством негосударственные организации (профсоюзные органы). К субъектам правоприменения не относятся отдельные граждане.

3. Правоприменение по своему содержанию является деятельностью в отношении конкретных жизненных случаев (по разрешению конкретных юридических дел) и вынесению индивидуальных правовых решений.

4. Результатом правоприменительной деятельности является издание индивидуального правового акта (предписание).

5. Правоприменительная деятельность - это организующая творческая деятельность в отношении конкретных субъектов права в целях более полного осуществления ими субъективных прав и обязанностей, их обеспечения и защиты, а также наказания виновных в правонарушении.

6. Это деятельность, четко регламентированная нормативными актами (осуществляемая в установленных процессуальных формах). Такая регламентация особенно необходима при разрешении гражданских, уголовных и административных дел, когда затрагиваются существен­ные интересы субъектов права.

В зависимости от исполняемых государством функции выделяют две формы применения права: 1) оперативно-исполнительную и 2) правоохра­нительную. Оперативно-исполнительная форма применения права представляет собой властную исполнительно-распределительную деятельность государственных органов по реализации предписаний норм права посредством позитивного регулирования конкретных правоотношений, то есть издания индивидуальных актов.

Правоохранительная форма применения права выражается в деятельности компетентных органов (суда, прокуратуры, милиции и т. д.) по охране и защите права от нарушений.

Субъектами правоприменительной деятельности являются специально уполномоченный государственный орган либо должностное лицо. Осуществляется применение права в специальной процессуальной форме, установленной законом. Итогом правоприменительной деятельности является оформление индивидуальных юридических актов — актов применения права, имеющих обязательную силу.

Правоприменение осуществляют различные органы, при этом применяются разные процедуры, преследуются разные цели. По этим признакам можно выделить три основных типа правоприменения:

1) судебный тип правоприменения. Субъектом применения права является суд, не находящийся в каких-либо служебных или ор­ганизационных отношениях с адресатом. Судья лично в решении не заинтересован; заинтересованность в решении проявляют другие субъекты. Суд рассматривает дела в соответствии с подсудностью, вытекающей из характера дела. Деятельность суда строго регламенти­рована процессуальными кодексами и иными федеральными закона­ми. Применение состоит в определении правовых последствий, выте­кающих из установленных фактов и норм. Свобода усмотрения суда минимальна, а его решение индивидуально;

2) управленческий тип правоприменения. Субъект правоприменения находится в служебном или организационном отношении с адресатом решения. Субъект правоприменения лично заинтересован в вынесении решения, что вытекает из его служебного положения. Компетенция правоприменителя вытекает из его места, служебного положения, а частично и из характера дела. Решение выступает как средство оперативного управления. Свобода усмотрения весьма значи­тельна. Решение может относиться к единичным субъектам или к целой группе лиц;

3) административный тип правоприменения. Субъект правоприменения не находится в служебных или организационных отношениях с адресатом решения. В качестве адресата может выступать как граж­данин, так и организация. Рассмотрение дел регулируется законода­тельными и подзаконными актами (ведомственными инструкциями). Решение принимается в случае конфликтов, жалоб, споров, правонару­шений, заявлений и т. п. Свобода может быть различной в зависимости от характера дела. Решение служит средством осуществления функций государства в отношении граждан и организаций.