Роль местоимений в тексте.

Местоимения такой, что и местоименные наречия как, так, когда, тогда, где, там, куда, откуда в разговорной речи, например: А он что? обещал зайти?; Она как? нас берет? А вы куда? в деревню едете?

На слова и словосочетания, выделенные таким образом, падает логическое ударение, они получают больший динамический вес. + Незнаменательные слова для заполнения пауз при подыскивании нужного слова: Ты понимаешь... эту самую... Соколову... (слово найдено - Соколова)

1. В официально-деловом и научном, находят применение местоимения таков, таковой, какой, иной, некто, нечто, некий;

2. В разговорном - этакий, всяческий, такой-сякой, кое-кто, кое-что, кое-какой, сколько-нибудь и др.

В официально-деловом стиле нет местоимений 1-го и 2-го лица ед. и мн. числа: я, мы, ты, вы

3. В научном - крайне редко отмечается обращение к личному местоимению 1-го лица ед. числа, его вытесняет авторское мы; местоимения 2-го лица здесь также отсутствуют.

4. В просторечии: Ты ково? - Я чево. Вот ты ково? - Я тя спрашиваю: ты ково?

5. Книжный характер носят устаревшие формы местоимений: сей, оный. К этим местоимениям обращались поэты, писатели как к средству стилизации, для достижения возвышенного звучания речи: Встает с одра Мазепа, сей страдалец хилой,сей труп живой...

6. В современном языке сей, оный воспринимаются прежде всего как устаревшие канцеляризмы. Они используются не как средство речевой патетики, а для достижения иронической окраски речи: На табло выскакивали цифры... Перед табло стоял я, пытаясь уразуметь, что сие означает (Гран.).

Архаический оттенок у полных форм вопросительно-относительных местоимений каковой, таковой + другие падежные формы местоимений некоим, некоей, некоих, некоими, о некоих, +оне, ея, моея, всея.

Роль в художественном тексте: конкретность повествования, стремление писателей избежать повторений. По богатству экспрессивных красок на первом месте среди них стоят личные местоимения. Употребление личных и притяжательных местоимений я, мы, мой, наш приводит к субьективации авторского повествования. Так писатель-публицист или журналист, выступая в очерке от первого лица, создает впечатление достоверности описываемых событий, как бы «приближая» их к читателю: Я вхожу в комнату, где живет режиссер Алексей Герман... и будто попадаю в знакомый по экрану мир.

Личные местоимения в прямой речи, которая тоже является сильным источником экспрессии, создают «эффект присутствия» читателя в описываемой ситуации: Мне это было очень важно. На читателя воздействует неожиданное введение в текст личных местоимений ты, мы, это создает иллюзию причастности, соучастия.

Употребление личных и притяжательных местоимений придает речи оттенок искренности, поэтому нередко самые задушевные и взволнованные лирические строки обязаны своей выразительностью таким местоимениям; например у А. Блока:

О да, любовь вольна, как птица,

Да, все равно - я твой!

Да, все равномне будет сниться

В разговорном стиле, лишенном лиризма, употребление местоимений я, мой, и в особенности их навязчивое повторение, создают неблагоприятное впечатление: отражают нескромность говорящего, его стремление подчеркнуть свой вес, влияние. Вспомним в «Ревизоре» Гоголя сцену хвастовства Хлестакова:

Я принимаю должность... только уж у меня: ни, ни, ни! Уж уменя ухо востро! Уж я...О!я шутить не люблю.Я им всем задал острастку... Я такой! я не посмотрю ни на кого...

Употребление местоимений он, тот, этот (она, та, эта) для указания на присутствующих, вместо имен собственных или соответствующих личных существительных, сообщает речи презрительный, пренебрежительный тон: Да кто он такой, чтобы ему такие почести, да еще от родной своей матери! (Дост.)

Для усиления подчеркивания того или иного слова используются и вопросительно-относительные местоимения: Заячий тулуп почти новешенький и добро бы кому, а то пьянице оголтелому (П.).

Интересны неопределенные местоимения: они заставляют усомниться в достоверности информации, настолько нереальным представляется скрытое в них значение: Кто-то на плечи руки положит, кто-то ясно заглянет в глаза (Бл.).

Введение в текст неопределенных местоимений может быть вызвано и нежеланием собеседников назвать конкретное лицо, которое им хорошо известно: Кое-кто будет не рад этому. Кто-то сейчас злится, узнав о вашем успехе.