МАРКСИСТСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПОЛИТИКИ.

 

Созданное Карлом Марксом (1818 – 1883) политическое учение представляет собой редкую в истории попытку анализа текущей эмпирической действительности с одновременной и неизменной озабоченностью радикально ее изменить. Марксизм вместе с тем – радикальный плод просветительской традиции с ее секуляризмом и прогрессизмом. По форме марксистская философия истории многим обязана гегелевской методологии, а по своему содержанию – секуляризованной христианской эсхатологии, где миссия Христа замещена освободительной и спасительной миссией пролетариата. На это одним из первых обратили внимание русские религиозные философы (С.Булгаков, Н.Бердяев), затем западноевропейские историки философии (Б.Рассел и др.). Широкое распространение марксизма по всему миру и грандиозные вариации практического претворения его социально-политических предписаний сделали личность Маркса одним из самых знаменитых за прошедшие полтора столетия мировой истории мыслителей. А его самого иногда называют в западноевропейских общественных опросах человеком тысячелетия.

Учение Маркса впервые привлекло внимание не только к исторической динамике социального неравенства, эксплуатации и угнетения, но также к дисгармоничному развитию личности в условиях отчуждения работника от собственности и гражданина от участия в управлении делами общества и государства. Объектом философского, политического, экономического и культурологического анализа стал опыт современных и древних народов Запада и Востока, включая стадию первобытности. Так был открыт поистине целый континент социального знания – всемирной истории народов и государств, включающий современный исторический этап и ближайшие и отдаленные перспективы социально-исторических перемен.

В «Манифесте коммунистической партии» (1847 – 1848), написанном совместно со своим единомышленником Ф.Энгельсом и опубликованном на нескольких европейских языках, Маркс изложил оценку состояния современного общества и обозначил комплексную программу для пролетариата в ходе революционного переустройства этого общества. Современное общество все больше раскладывается на два больших враждебных лагеря – буржуазию и пролетариат, причем с дальнейшим развитием капитализма произойдет дальнейшее обнищание пролетариата. Существующее противоречие между общественным характером производства и частнокапиталистическим присвоением его продуктов только усиливает раскол и борьбу классов. В этой ситуации у пролетариев «нет ничего своего» (здесь, вероятно, намек и на древний смысл термина «пролетарий», подразумевающий, что у пролетария действительно не было ничего для цензовой переписи населения, кроме потомства).

Положение других слоев и классов, помимо буржуазии, также было неприглядным. «Буржуазия лишила священного ореола все роды деятельности, которые до сих пор считались почетными и на которые смотрели с благоговейным трепетом. Врача, юриста, священника, поэта, человека науки она превратила в своих платных наемных работников».

Главным программным заданием для пролетариата должно стать завоевание своего господства («политической власти») посредством насильственного ниспровержения господства буржуазии в ходе «открытой революции», которая станет одновременно «коммунистической революцией». Установив свое господство, пролетариат должен будет отобрать у буржуазии весь капитал, централизовать все производство в руках государства, отменит право наследования, ввести одинаковую обязательность труда для всех, обеспечить общественное и бесплатное образование и др.

Здесь же приводилось несколько азбучных истин будущего политического учения, остававшегося практически неизменным в основных своих положениях вплоть до ревизий конца XIX и первой половины XX в. Политическая власть определялась как организованное насилие одного класса для подавления другого; современная государственная власть изображалась комитетом, управляющим делами класса буржуазии; существующее право определялось как возведенная в закон воля господствующего класса (в тот момент – класса буржуазии, а после «пролетарской» революции в России вначале заговорили о «пролетарском праве»). Отношение к законам, морали и религии выглядело почти анархическим: для пролетариата «законы, мораль, религия – все это… не более как буржуазные предрассудки, за которыми скрываются буржуазные интересы».

В последующих работах революционный социализм Маркса, в отличие от утопического, изображался «непрерывной революцией» и «классовой диктатурой пролетариата». В 1871 г. в одной из работ Маркс уточнил контуры переходного периода от одного общественного состояния к другому в таких словах: «Между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата».

В случае победы социализма коренным образом изменятся социальные функции управления, накопленного человечеством запаса знаний и культуры. Наука будет служить не ограниченной части общества и не « в ущерб массе человечества». Государственное управление сменится подлинным самоуправлением народа, под которым подразумевалось «управление обществом без класса эксплуататоров, без угнетательского военно-бюрократического аппарата со всеми его аксессуарами и без касты государственных жрецов».

Марксу принадлежит также обстоятельно обоснованная версия экономической интерпретации мировой истории под воздействием изменений в базисе и надстройке общественного здания. Базис образуется в этом случае совокупностью производственных отношений. Это отношения людей в процессе производства – отношения эти «определенные, необходимые, от их воли не зависящие». Имеются в виду производственные отношения между собственниками средств производства (орудий труда) и работниками в эпоху рабовладения или в эпоху феодализма, не говоря уже о капиталистическом промышленном производстве. Надстройка – это совокупность социальных институтов и форм сознания (государство, право, мораль, религия), которые хотя и существуют внешне самостоятельно, но пребывают в зависимости от базиса. Так зависит конфигурация строительных лесов вокруг корпуса строящегося здания от общего контура этого здания. «С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке».

К.Маркс и Ф.Энгельс создали социологизированную версии учения о праве и законе как воле господствующего класса и одновременно как норме, закрепляющей в законе уже сложившиеся общественные отношения. В их истолковании вполне уместной выглядела ирония в адрес сторонников «юридического социализма», которые полагали возможным введение социализма с помощью радикально обновляемых законов (после победы на выборах и заполнения парламентов сторонниками реформ в пользу пролетариата).

В обширном наследии Маркса нет ни одной работы, специально посвященной философии или социологии права. Однако на всем протяжении научного творчества право и юриспруденции были предметом его первостепенного интереса. Для него было бесспорным охранительное назначение законов и роли права как некоего воплощения свободы и справедливости, не зависящих от произвола людей. В одной из ранних публикаций он заявил, что книга действующих законов по сути есть Библия свободы для народа. Позднее он стал проводить мысль о двойственном характере многих социальных, в том числе и политических институтов в условиях буржуазного общества – об общественно полезном и потому необходимом их назначении и назначении, которое задано функцией угнетения и эксплуатации в интересах представителей господствующего класса. Так, управление капиталиста (организация и менеджмент на частном предприятии) есть не только особая «функция, возникающая из самой природы общественного труда» и относящаяся к этому последнему, но в то же время есть «функция эксплуатации общественного процесса труда». Даже в самых деспотических государствах труд по надзору и всестороннее вмешательство правительственной власти охватывает два момента – «и выполнение общих дел, вытекающих из природы каждого общества, и специфические функции, вытекающие из противоположности между правительством и народными массами».

В отношении права Маркс утверждал, что на практике оно воплощает лишь формальное равенство, что находит свое выражение в виде применения равного масштаба к неравным отношениям. Этот неравный масштаб сохранится и в условиях социализма, где в ходе осуществления принципа «каждому по труду» продолжит свое действие прежний равномасштабный (эквивалентный) обменный принцип: за равный труд равное количество распределяемого продукта. И лишь на высшей стадии коммунизма встанет задача «совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права».

Маркс оказал заметное влияние на многие общественные науки. Его критика феномена отчуждения в индустриальном обществе сохраняет свое значение и сегодня Его исторический материализм как целостный социально-философский подход актуален своим реализмом, поскольку исходит из убеждения, что формы организации общества и человеческих отношений являются продуктом материальных условий в большей степени, чем идей, политических программ или менталитета.. Его работа «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» (1852), посвященная режиму бонапартизма, до сих пор остается шедевром политической публицистики.

Под именем марксизм в современной литературе существует совокупность главным образом теоретических работ, претендующих на развитие, пересмотр или исправление положений Маркса. В ХХ веке основными разновидностями марксизма стали советский марксизм, троцкизм, западный марксизм (А.Грамши, Д.Лукач), марксизм третьего мира (маоизм и др.). Наиболее распространенным и влиятельным стал советский марксизм с такими его разновидностями, как ленинизм и сталинизм. Он развивал наиболее упрощенные и догматические варианты историко-материалистического представления, используемого для оправдания складывающегося общественного строя (государственного социализма) и партийно-государственного политического режима. В академических кругах Западной Европы и США марксизм получил заметное влияние только с 60-х гг., в особенности в трудах представителей Франкфуртской школы критических исследований, оказавшей влияние на более позднее творчество Ю.Хабермаса и критической школы исследования права и правоведения.

 

ТЕМА: РУССКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ.

ВОПРОСЫ: 1. Славянофилы и западники о политическом развитии России.